Психофизиологические особенности детей 3-4 лет

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.
Основные умения и навыки
К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:
- двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
- пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой, группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали, ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи, целенаправленно находить и брать нужную игрушку, знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
- быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать - надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть, пользуясь основными приборами и салфеткой, причесываться).
Я - индивидуальность
Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности. Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания. К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой. Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность. В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приемами.
Представление о мире
Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:
- периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
- явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
- различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
- знает деревья, кусты, цветы, траву;
- знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
- отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
- понимает отличия быстро - медленно, вверх вниз, громко – тихо, тяжело - легко.
Речь
Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.
Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:
- запоминает стихи, песни, сказки, названия;
- выстраивает и произносит простые предложения;
- группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т.п.);
- различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т.д.).
Особенности психофизического развития
Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра – главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза. В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:
- собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
- сравнивать рисунки и предметы;
- выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
- запоминать предложения из 4 слов;
- сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
- считать до трех, показывая пальчиками количество;
- различать основные цвета;
- различать круг, квадрат, треугольник.
Развитие детей – это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.
Ой, эти буквы нам так тяжело давался алфавит. Во первых сложно сыну было сконцентрироваться, он у меня очень активный, и ничего не запоминалось. Давала в этот период витамишки мульти , хоть алфавит выучили, теперь вот слоги и потом уже читать будет учится. В общем развитии идет вперед, многое может рассказать и логически объяснить.