Главные факторы становления личности в период детства

В речи обывателей чаще всего слышатся высказывания о детстве как о беззаботном и самом счастливом периоде жизни. Однако с рождения и до зрелости у ребенка идет непрерывный процесс формирования и становления личности. Это непростой психологический и духовно-нравственный процесс, который обуславливают объективные факторы и влияние субъективных условий. Невозможно переоценить влияние первых лет на последующее развитие и образ жизни человека. Период детства время создания фундамента» личности.
Особенности дошкольного периода
В дошкольный период происходит формирование базовых человеческих качеств и становление черт характера. Принципиальное и решающее воздействие на ребенка с рождения оказывает семья и условия социальной среды. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома и интерната, факторы влияния среды оказываются решающими. Уже на раннем этапе важно учитывать экономические условия, региональные особенности, национальные традиции, обуславливающие развитие и процесс становления маленького человека.
В раннем детстве у ребенка идет стремительное психическое и физическое формирование. Появляются и кристаллизуются те качества, которые после в течение всей жизни будут фундаментальными в освоении навыков, знаний и умений, будут проявляться во взаимоотношениях взрослого человека со сверстниками, в семье, в любой ситуации общения. Процесс формирования в раннем детстве осуществляется через общение, игру и творческую деятельность (лепка, рисование, пение, конструирование). Такие виды деятельности в раннем возрасте играют роль аккумулятора жизненно важных навыков и составляющих элементов общего развития человека.
Главные ориентиры дошкольного воспитания
- Формирование психологического здоровья (позитивного мироощущения).
- Развитие общей и внутренней культуры.
- Предупреждение кризисов, непонимания и разочарований, связанных с несовершенством окружающего мира.
- Условия для раскрытия природных способностей, развитие наклонностей и талантов.
- Становление взаимоотношений уважаемой и уважающей личности.
- Развитие познавательной потребности.
- Формирование основ здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия
Главная задача школьного периода формирования человека – обеспечение эффективных и комфортных условий для освоения УУД. В самом широком смысле, ребенка, подростка надо научить учиться, создать ему условия для формирования стойкой потребности саморазвития, самосовершенствования и осознанного освоения нового социального опыта. Уже на раннем школьном этапе важной составляющей личностных УУД является целенаправленный процесс становления нравственных ориентиров и ценностей личности.
Развитие интеллекта и образовательных навыков школьника определяются познавательными УУД, включающими общеучебные и логические действия, а также формирование навыков постановки и решения проблем. К общеучебным УУД относятся:
- выработка навыка самостоятельного поиска и вычленения нужной информации;
- обучение осознанному чтению;
- формирование умения построения устной и письменной речи;
- обучение выбору наиболее весомых аргументы и наиболее результативных путей решения задач;
- формирование адекватного оценивания процесса и результата деятельности.
Логические УУД – это важнейшие навыки, формирующие целенаправленный учебный, а после и любой другой жизненный процесс. К логическим УУД школьника относятся анализ, синтез, классификация и сравнение, доказательство и выстраивание причинно-следственных связей, умение выделить предпосылки после этого обосновать следствие.
Самоопределение школьника как участника общения, становление социального самосознания подростка обеспечивают коммуникативные УДД. Роль данного вида УУД - решающая в становлении навыков общежития и сосуществования человека в обществе. Наиболее востребованы следующие виды коммуникативных УУД:
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
- планирование сотрудничества и выбора средств взаимодействия;
- умение четко и полно выражать свои мысли и выбирать емкие аргументы;
- умение управлять собой и своими эмоциями.
Коммуникативные УУД, формирующиеся на раннем этапе развития личности, после во многом определяют степень успешности и реализованности человека в профессиональной и бытовой сферах деятельности.
Проблемы и опасности в процессе становления личности
Чрезмерная опека и ограждение ребенка от внешних факторов воздействия чреваты формированием социально неадаптированной личности. В любом возрасте нельзя изолировать детей от общения со сверстниками, от участия в жизни социума. Опыт общения создает предпосылки для выработки собственной позиции, для осознания того, какова роль индивида в глобальном мире.
В условиях изоляции от общества и неограниченного родительского давления на подростка формируется личность–отшельник, пугающаяся взаимоотношений со сверстниками, не способная оценить факторы воздействия и выработать собственные жизненные убеждения. Процесс взросления не становится процессом становления личности. Для взрослого человека такого типа характерны замкнутость, подавленность, растерянность и социальная несостоятельность.
Влияние современных экономических и политических реалий на сознание подростка, у которого приоритетным является общение со сверстниками, а не с семьей и педагогами может обернуться потерей жизненных приоритетов, растерянностью, отчуждением и враждебностью. У подростка появляется ощущение социальной незащищенности, собственной несостоятельности и бессилия. Эти чувства постепенно перерастают в убежденность в полном и безысходном одиночестве. Задача семьи и педагогов выстроить организованный системный подход к развитию познавательного и нравственного интереса к жизни, создать условия для поэтапной реализации ребенка на всех этапах формирования и взросления.
Жесткий и конфликтный окружающий мир оказывает негативное влияние на ребенка в любом возрасте. Родителям и педагогам важно нейтрализовать процесс формирования агрессивности. Неуправляемое стремление в младшем возрасте ударить, толкнуть, укусить, крикнуть перерастает у подростка в потребность оскорбить, унизить, физически подавить не только младшего по возрасту, но и любого человека рядом с собой. Такая агрессия рано или поздно оказывается направленной на близких людей, разрушает взаимоотношения со сверстниками и не позволяет найти свое гармоничное мироощущение. Разочарование в решение всех жизненных ситуаций через силу и агрессию однозначно приведет к одиночеству и беспомощности взрослого человека. В такой ситуации понадобится большое усилие воли для «перезапуска» процесса самоопределения в окружающем мире и поиска компромисса с самим собой.
Своеобразие подросткового периода
В возрасте 11-16 лет для подростка ведущим становится чувство взрослости. Это личностное глубокое переживание своего внешнего и внутреннего изменения, собственное самопознание, осознанный отказ от ассоциаций детства, самоопределение среди окружающих людей. У подростка обострена восприимчивость к общепринятым ценностям и нормам, формам поведения. Это период нравственного самосознания, первых осознанных оценок соответствия слов и поступков взрослого человека, переосмысления отношений со сверстниками, этап переоценки собственного поведения. Подростки оценивают взаимоотношения со сверстниками через призму друг – посторонний. Сами формируют условия развития дружеских отношений, оценивают влияние внешних воздействий, учатся учитывать субъективные факторы.
С 14-15 лет к учебной и общественно-полезной деятельности подростка добавляется учебно-профессиональная и трудовая деятельность. В этом возрасте важны факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие самоуважения и самоутверждения подростка. Важно создать условия для укоренения потребности в труде, оказывать мудрое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы.
После беззаботного детства начинается процесс профессионального самоопределения и накопления системы профессиональных навыков и умений. На этом этапе оказывают влияние факторы общих тенденций в обществе, личные социальные и бытовые условия, степень сформированности самостоятельной жизненной позиции.
Комментарии