Роль гендерного воспитания детей в детском саду

В программе детского образования важную роль играет социализация, основной момент которой гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
Стирание границ между полами
В середине прошлого века техническая революция попыталась стереть все формы различий между полами в любых сферах жизни. Это отразилось на поведении людей, изменило их привычки и вкусы. Но через время психологи и врачи заметили, что стирание гендерных особенностей отрицательно сказывается на здоровье людей.
Женщины, имеющие мужской склад характера, строят головокружительную карьеру, но часто лишены семьи и детей. Это вызывает у них психологические и нервные проблемы, а также гинекологические заболевания.
Мужчины, отличающиеся женским поведением, не имеют авторитета в семье, с трудом находят друзей и часто страдают подсознательными страхами и нервными расстройствами.
Чтобы избежать неприятных последствий в будущем, для воспитателей и родителей важно использовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи гендерного воспитания в детском саду
Основные задачи учителей в детском саду — привить воспитанникам устойчивое понятие половой идентичности и выработать у учащихся положительное отношение к гендерной принадлежности.
Для того чтобы дети, став взрослыми, были счастливы, у них нужно развить много общих нравственных качеств, таких как честность, доброта, трудолюбие, справедливость, любовь.
Но во многих других аспектах воспитание мальчиков и девочек отличается, потому что они по-разному воспринимают все то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.
- Девочкам необходимо прививать женские черты характера. Это скромность, заботливость, терпимость и умение мирно решать споры.
- В детском саду для этого лучше всего подходят ролевые игры, в которых малышка ухаживает за куклами или готовит обед.
- Помимо игр, девочкам помогает литература. Они прекрасно воспринимают информацию на слух и поэтому с удовольствием слушают сказки и стихи, где герои совершают правильные поступки.
Для мальчиков важно прививать чувство ответственности, желание защищать девочек, смелость и эмоциональную устойчивость.
- Мальчикам естественно испытывать чувства конкуренции и соперничества.
- Им необходимо большое пространство для игр. Они любят постоянно находиться в движении и осваивать новые территории для игры.
- У мальчиков хорошо развито логическое и пространственное мышление, поэтому они способны на нестандартные поступки и идеи.
Чтобы полноценно сформировать у детей женские и мужские черты характера, в группе детского сада должна быть организована такая среда для учащихся, которая помогает им раскрывать свою сущность и постоянно закреплять половые отличия.
Роль родителей в воспитании
Важно сформировать половую идентичность вовремя. Малыши осознают гендерные особенности примерно с двух лет, но не придают им значения. К 4 годам они точно знают свою половую принадлежность, и с этого возраста постепенно начинает вырабатываться модель поведения будущих мужчин и женщин.
Важнейшая роль в гендерном воспитании отводится семье. Дети мечтают быть похожими на родителей и неосознанно копируют их поведение. Поэтому для полноценного развития ребенку нужно расти в полной семье, где он сможет наблюдать за отношениями родителей между собой и на этом формировать жизненные ценности.
- Отец обязан уделять внимание девочке, уважать ее личность, чаще хвалить и повышать самооценку дочери.
- Маме следует регулярно секретничать с дочерью, интересоваться ее внутренним миром и приучать к повседневной женской работе по дому.
- Девочке важно чувствовать доверие родителей друг к другу и их заботу о ней.
В воспитании мальчика большую роль играет отец. Он должен сформировать в сыне чувство ответственности, научить выполнять мужскую работу, развивать целеустремленность и другие задатки настоящего мужчины.
Маме остается заботиться о сыне, хвалить его за хорошие поступки и этим повышать самооценку мальчика.
В 4 года ребенок четко знает свою половую сущность, положительное отношение к которой важно закрепить в детском саду. Когда в гендерном развитии возникает проблема, чаще именно педагогам легче заметить это. Ведь поведение учащихся постоянно у них перед глазами, и им проще разглядеть несоответствия. Таким малышам необходима консультация детского психолога, чтобы выяснить причины отставания в гендерном развитии.
Иногда проблемы возникают, когда родители жестко пытаются привить мальчику или девочке гендерные стереотипы. Например, когда из нежного мечтательного мальчика отец хочет сделать «настоящего мужчину» и постоянно делает ему замечания и одергивает. Консультация специалиста поможет сгладить такие моменты и устранить проблемы, выяснив потребности и индивидуальные черты ребенка.
Сущность гендерного воспитания направлена на то, чтобы у детей проявились личностные качества, необходимые для успешной взрослой жизни. Это не значит, что у учащихся детского сада не нужно раскрывать навыки, присущие противоположному полу. Но их нужно развивать в меру и не переходить ту грань, которая отличает мальчика от девочки.
Особенности гендерного воспитания детей
Методы гендерного воспитания принимают разные формы. В группе детского сада дети видят, что мальчики и девочки ходят в разные туалетные комнаты, наблюдают, как воспитатель заплетает девочкам косички после сна, учатся уважать друг друга.
Чтобы у учащихся проявлялась между собой симпатия, воспитатель должен приучить их оказывать знаки внимания.
- Например, предложить девочкам сделать открытки ко дню Защитника Отечества, а мальчишкам дать задание поздравить девочек с 8 марта.
- Для мальчиков должно быть в порядке вещей открыть девочке дверь, подать упавшую книжку, уступить дорогу.
- Девочек нужно учить принимать внимание противоположного пола с благодарностью.
Для гендерного развития воспитатели используют методы, основанные на устном народном творчестве и на произведениях, воспевающих силу любви. Ведь она — творец всего хорошего, что есть на земле. Художественная литература помогает детям разобраться в понятиях о добре и зле и откорректировать формы своего поведения в разных ситуациях.
- Игры — один из действенных способов гендерного воспитания учащихся.
- Полезно использовать дидактический материал в картинках, на которых изображены разные ситуации.
- Если на рисунке мальчик толкает девочку, пусть ребята скажут, правильно ли он поступает.
Эти методы помогают освоить жизненные правила, установленные обществом.
В детских садах должна быть большая картотека сюжетно - ролевых игр, в которых дети участвуют совместно и вместе изучают формы гендерного поведения.
Детям нравятся игры, в которых педагоги развивают творческие таланты учащихся. Например, дошкольникам интересно собирать части картинок с изображением представителей разных профессий. Это учит их понимать особенности мужских и женских специальностей.
Целенаправленное воспитание по гендерному принципу — это совместная работа педагогов и родителей, помогающая вырастить из детей полноценных членов общества, которые с трепетом относятся к семейным ценностям.
Комментарии