Художественно-эстетическое развитие дошкольников

В соответствии с Государственными стандартами образования, художественно-эстетическое развитие дошкольников рассматривается как отдельное воспитание ребенка. Такое внимание данная область получила не случайно. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста самоценно и способно воздействовать на различные сферы жизни каждого человека.
От природы ребенок наделен способностью к восприятию прекрасного. В задачи каждого педагога входит развить эти качества и превратить в более осознанные. Согласно ФГОС, в ДОУ дети должны научиться понимать произведения искусства, музыку, фольклор и прочие ценности.
Основные цели
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в младшей и старшей группе предполагает решение определенных задач и целей:
- приобщить к искусству;
- вызвать интерес к изобразительной деятельности;
- приобщить к конструктивно-модельной деятельности;
- заинтересовать в музыкальной деятельности.
В соответствии с ФГОС, педагоги в ДОУ должны развить у детей эмоциональную восприимчивость и ответные чувства на музыкальные и литературные произведения. В задачи воспитателя входит научить ребенка познавать окружающую красоту. Дети должны быть приобщены к профессиональному, а также народному искусству.
Воспитание по ФГОС ставит перед педагогами задачи, выполнение которых важно для нравственного и интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.
Большое значение в развитии дошкольника имеет развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности. Педагоги должны познакомить детей с разными видами конструкторов. Каждый ребенок в группе должен научиться работать в коллективе, где поставлены общие цели.
Воспитание по ФГОС состоит в приобщении детей к музыкальному искусству. Ребенок должен понимать основы культуры данного направления. В нем необходимо воспитать эмоциональную отзывчивость, музыкальный и песенный вкус, развить чувство ритма.
Дошкольникам нужно научиться самовыражению, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Уровни развития
Воспитание дошкольников формируется поэтапно. В зависимости от того, к какой возрастной группе относится ребенок, осуществляется реализация определенных задач.
Выделяют такие уровни нравственного воспитания дошкольников:
- Дети в возрасте 34 лет. В этот период ребенок восторгается изображениями предметов, которые ему знакомы. Однако понимания образа пока не существует. Оценка больше относится к житейскому характеру. Например, ребенок выберет именно эту открытку, поскольку у него такой нет дома.
- Дети 4−5 лет. Второй уровень нравственного развития предусматривает осознание элементарных эстетических качеств, придающих картине привлекательности. Ребенок, принадлежащий к данной возрастной группе, уже способен получать удовольствие при оценке цветов на изображении предметов. Иногда он даже воспринимает композиционные приемы или форму.
- Дети 6−7 лет. Этот уровень нравственного развития характеризуется способностью к восприимчивости большего, чем предусмотрено во внешних признаках картины, улавливается внутренняя составляющая образа.
Существуют определенные педагогические условия, по которым осуществляется переход детей на следующий этап развития:
- формирование восприятия;
- становление материального и культурного пространства;
- профессиональное руководство нравственным воспитанием ребенка;
- появление интереса к определенному виду деятельности (выражение собственных мыслей и чувств).
Благодаря этим условиям художественно-эстетическое воспитание ребенка становится управляемым и целенаправленным.
Рекомендации педагогам
Все материалы для эстетического развития детей должны находиться в доступном месте и соответствовать возрасту. Ведь у каждого из них может в любой момент появиться желание заняться определенным видом деятельности, и преград для этого создавать не стоит. Чтобы правильно спланировать занятия, а также подготовить требуемые материалы, воспитатели должны общаться с детьми, проводить предварительные индивидуальные беседы. Педагогам нужно обязательно интересоваться, чем хочется заняться ребенку. На основании этого и планируются занятия.
Для появления желания заняться какой-либо деятельностью важно создание творческого настроения. Этому способствует размещение мебели определенным образом, а также расположение стимулирующих материалов. Педагог должен исходить из развития индивидуальных навыков ребенка.
Правильное эстетическое воспитание невозможно без стремления детей к качественному результату. Когда вид художественной деятельности выбран, необходимо побудить ребенка к творческому подходу. В данном случае придется проявить фантазию, чтобы добиться желаемого.
Художественно-эстетическое воспитание должно включать в себя три важных компонента, которые тесно связаны между собой. Это операциональный, мотивационный и целевой. Эстетическое воспитание по ФГОС предусматривает формирование в ребенке важных качеств, которые необходимы в жизни каждого человека. Без них человека нельзя назвать полноценной личностью.
Комментарии