Что умеет ребенок в 1 год?

К первому дню рождения сына или дочки многие родители начинают задумываться о том, нормально ли развивается их ребенок, и все ли он может делать. Понять это не сложно, если знать, что должен уметь малыш в возрасте 12 месяцев.
Но каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если в год ваше чадо еще не делает то, что под силу его сверстникам. Чтобы не упустить что-то важное, желательно проконсультироваться с врачом.
Физическое развитие малыша
Оценить, как развивается ребенок, может каждая мама, сравнивая его со сверстниками. Но убедиться, что все в порядке, можно, если знать, чего стоит ожидать от крохи в год.
Большинство ребят в этом возрасте умеют:
- вставать на ножки из любого положения, приседать;
- ходить за руку с взрослым, некоторые уже делают это самостоятельно;
- уверенно стоять;
- активно ползать (за исключением тех детей, которые пропустили данный этап в своем развитии и начали рано ходить);
- спускаться и подниматься приставными шагами по лестнице с поддержкой взрослого;
- залезать на кровати, диваны, кресла и спускаться с них на пол.
Некоторые дети в год уже могут самостоятельно бегать.
Обратить внимание необходимо на вес и рост малыша. В этом возрасте дети должны быть больше 74 см, некоторые вытягиваются еще интенсивнее. Рост годовалого ребенка может быть и более 80 см. Вес может колебаться в пределах 8-12 кг. В год у малышей можно насчитать в ротике 8-12 зубов. Если их меньше, желательно проверить, поступает ли в организм крохи в достаточном количестве витамин Д, кальций и фосфор.
Если же ваш малыш не умеет делать все вышеуказанное, или его физические параметры не укладываются в нормы, то желательно поговорить о развитии крохи с педиатром. При подозрении на слабость мышц он порекомендует пройти курс массажа или направит ребенка к неврологу.
Интеллектуальный потенциал годовалого ребенка
Многие родители в большей мере переживают за умственное развитие их крохи. Поэтому они хотят точно знать, что должен их ребенок уметь делать к году. Специалисты утверждают, что в этом возрасте каждый уже может:
- строить из кубиков небольшие башни;
- складывать в коробку небольшие игрушки и высыпать их обратно;
- разбирать и собирать обратно пирамидку (но не все дети в год делают это правильно);
- брать мелкие предметы, используя лишь указательный и большой пальцы;
- открывать дверцы шкафчиков и закрывать их, брать интересующие их предметы;
- повторять простые движения за взрослым: хлопки, пока-пока», расчесывание;
- стучать, копать и пересыпать песок;
- катить за собой или перед собой игрушку на колесах;
- играть мячом;
- начать ухаживать за куклами, подражая взрослым: кормить их, причесывать или укачивать спать.
Оценивая эти способности, надо понимать, что еще не каждый ребенок сможет ловить мяч при игре с взрослым. Но детям интересно догонять его. Навыки по правильному сбору пирамидки у многих развиваются несколько позже.
Речевое и коммуникативное развитие малыша
Сколько бы ни рассказывали об индивидуальности детей, все они должны понимать обращенную к ним речь и начать говорить первые лепетные слова. К году малыш должен в своем запасе иметь около 10 слов. Но не стоит паниковать, если малыш говорит на свой день рождения лишь «ма-ма», «па-па» и «ля-ля». Уже через неделю его словарный запас может утроиться.
Если ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы, то с ним все нормально. Достаточно попросить кроху дать телефон или какую-то определенную игрушку. Учтите, малыш может быть не в духе и не исполнить просьбу, но это не значит, что он отстает в развитии. Попробуйте повторить эксперимент спустя несколько минут.
Также ребенок в этом возрасте должен понимать значение указательных глаголов «открой», «принеси», «дай», «положи», «закрой». Обратите внимание, реагирует ли он на слово «нельзя».
Увеличить запас слов и развить речь помогает активное общение с малышом, приобщение его к ежедневным бытовым делам и чтение книг. Необязательно сидеть с ребенком и играть сутками напролет. Можно дать ему чистую тряпочку и вместе вытереть пыль, насыпать в тарелку крупные макароны и дать перебирать, предложить помыть почищенный картофель во время приготовления обеда. Но все действия должны выполняться под контролем взрослых, ведь в год ребенок еще познает мир, пробуя все «на зуб».
Элементарные бытовые навыки
Найти ребенка, который уже в год будет уметь пользоваться горшком по назначению, в наше время практически невозможно. Но вот ощутить дискомфорт, если он намочил или испачкал штанишки, и показать это родителям, многим уже под силу.
Не стоит ребенку всю еду продолжать перемалывать в блендере. Годовалый малыш уже умеет или должен учиться жевать. Ему можно давать мягкое печенье, которое само тает во рту (некоторые производители детского питания делают и такое печенье). Также можно давать ему корочку хлеба, сухарики.
Не стоит ждать, что ребенок в год будет сам одеваться. Но протянуть ручку, чтобы попасть в рукав, он уже должен. Многие малыши активно помогают родителям одеваться: они пытаются самостоятельно натянуть штанишки или вставить ножку в обувь. Пусть время сборов затянется, зато ребенок сможет показать вам, что он уже умеет. Это лучше, чем одевать его под крики.
Комментарии