Ребенка нужно не воспитывать, а растить

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы. Своим бесценным опытом она делится в книгах, лекциях, семинарах и публикациях. AdMe.ru выбрал 17 высказываний опытного российского психолога, которые помогут понять наших детей.

Про воспитание
  • Воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
  • Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.

  • Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
  • Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
  • Воспитание — это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
  Про непослушание
  • Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
  • Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так типично для детей.
  • Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
  • Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Дети часто думают, что родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними и не манипулировать его чувствами.
  Про самооценку
  • Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме — я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
    Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
  Про школу
  • Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
  • Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
  • Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
  • Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
  • Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.



Источник: http://www.adme.ru/zhizn-semya/rebenka-nuzhno-ne-vospityvat-a-rastit-865110/ © AdMe.ru

Что еще пишет ᗰиɤая

Обсуждение

14 комментариев

Прокомментировать

Комментарии

  • Вот читаешь и понимаешь что иногда делвешь ошибку. Но всё раныо потом ошибаешься. Или может не все идеальны?

  • Я вот другой смысл вкладываю в слово "воспитание", у меня другие ассоциации. При этом с высказываниями согласна. Для меня идеально - стать на один уровень с ребенком, подать пример, делать самые скучные дела вместе и весело. С ребенком надо дружить, а не стараться показать свое превосходство.

  • У нас тоже принято делать все вместе ! Вчера Лёшка лепил со стасом из пластилина .лёшка кота и стас за ним повторял! Просто иногда у нас Стас уж слишком бывает с намина ровне имею ввиду слова что то скажет мы офигеваем! Вот в этом он у нас меры не знает приходитсяобъяснять!
  • ну это да, бывает, и моих заносит, так: кх...я мама, вообще-то

  • *Сириус*

    опять вспоминается моя учеба универская

  • А мне вот, что-то эта фраза не нравится. Растят помидоры на грядке, а детками заниматься надо. В последние годы столько всяких заморочек появилось по воспитанию детей, но мне как-то даже жутковато, к чему это все приведет. Иногда вот задумаюсь, а не вырастим ли мы по всем этим новым рекомендациям жутких эгоистов. Почитаешь это все прям чуть ли не комплексы горе-родителей появляются. Родители тоже люди, обычные и неидеальные, и имеют право на ошибки, на сон и отдых, на свои личные увлечения, на свое личное время и дети просто обязаны понимать это и уважать. А как почитаешь все эти советы, так это ж надо просто чуть ли не круглосуточно валерьянку пить, что б не дай Бог ничем не обидеть тонкую и ранимую душу . Вот я, например, когда с Полиной уроки учу, похожа на пациентку психбольницы, нам сейчас, пока карантин в школе, дали для подготовки к экзамену 45 сочинений написать, так я когда читаю, и смеюсь, и плачу, и глаз дергается. Она хочет гулять, записалась на кучу кружков, заниматься не хочет, вот что мне сидеть с ней часами объяснять, насколько это важно именно для нее, потом еще рассказывать, убеждать. Так у меня еще один ребенок, который требует внимания. Поэтому я выписываю Полине звездюлину, и она меня слушает и делает уроки. Хотя в более свободное время, например во время прогулки или когда Даша спит, я ей конечно объясню. Мне еще десять лет назад, когда я беременная была, свекруха подарила книжку Спока, я тогда была в шоке от прочитанного. А теперь вот, наоборот, его рекомендации мне все больше симпатичны. У него главный принцип в том, что ребенок не должен делать несчастными своих родителей. Что не нужно идти на немыслимые жертвы ради своих детей, отдавать им все, что только можно. Очень важно, что бы мама и папа были счастливы и довольны, тогда и ребенок будет счастлив. Как-то так. Я потом поищу напишу подробнее)))

  • Лен, в каком вы классе? столько сочинений писать?

    у нас вообще такого нету! приходит домой, делает уроки, я даже не проверяю, он говорит все очень легко!

    с 5го класса другая школа, там урокиидут не по 45, а по 6о мин, и паузы больше 6 уроков кончаются 15.30!!! и тут сделали так что бы дети уроку еуже в школе делали, с учителями, что б дома у них было свободное время!

    как то вот со школой у меня напримерзаморочек никаких нету!

  • Ой, Юль, мы в четвертом, но у нас дебильная школьная программа. Ею у нас все возмущены. У нас в конце года экзамены по математике и украинскому языку. В нашей родной школе это все отменили и двенадцатибальную систему заменили на пятибальную, а тут вот так.

  • ужас..у нас нет никаих экзаменов кстати!

  • 45 сочинений!!! одуреть!

  • а мне кажется что растить лучше чем воспитывать однозначно. Воспитывают скотину ,кошку чтоб не пакостила, а деетй надо растить выращивать, как ягодку на грядке. Я согласна с леной что время должно бытьи у родителей,но дети сами должны понимать это, и не тробавать к себе 100 процентов времени.

  • Значит так. Полезла я в словарь и вот что нашла:

    Растить

    1 ухаживая, обеспечивать рост, развитие кого-либо, чего-либо

    2заботливым отношением создавать, воспитывать

    Синонимы: выращивать, воспитывать.

    Воспитывать:

    1раститького-либо, давая образование, прививая какие-либо навыки, правила поведения ит.п.

    2путём систематического воздействия формироватьхарактер, мировоззрение, наклонности, прививать необходимые правила поведения

    3 прививать, внушать кому-либо какие-либо чувства, развивать определённые навыки, свойства

    Синонимы:

    1. растить
    2. формировать
    3. прививать,внушать,развивать

    Так что, в общем-то, не важно что мы будем делать со своими детьми: растить их или воспитывать, - результат будет один и тот же)))

  • ну вот и хорошо))