Особенности речевого развития детей первого года жизни

Анжелика Балаховнова,
начальник направления раннего и дошкольного возраста ЧУП «Центр РОСТ»,
логопед, автор программы «Логоша»

Дорогие родители! Мы продолжаем разговор об особенностях речевого развития первого года жизни малышей.

Во втором полугодии жизни ребенка формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами.

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Примерно с 6–8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Спросите своего полугодовалого карапуза: «Где кукла? Где часы?», ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его. В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом.

На 8–9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «ма—ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8–10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8–10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги — лепечет. У каждого ребенка есть» свои» два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увлечения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком).

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые просьбы.

Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями.

Советы родителям по развитию речи детей второго полугодия жизни:

1. Пусть ребенок как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ, языка и, что самое главное, у малыша постепенно формируется установка отвечать на ваши слова собственной «речью». Услышав повторяющиеся слоги, вы можете повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, «мама». Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить.

2. Иногда родителям кажется, что ребенок лепечет мало или вяло, и они интересуются, можно ли как-то стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда вы произносите «ма—ма» или «ба-ба».

3. Можно также аккуратно и осторожно сближать губы малыша, побуждая его сказать «п» или «б», или «м». Помажьте губки кашкой или йогуртом, пусть малыш попытается облизать их язычком, несколько раз сомкнет губки, вытянет трубочкой, пошевелит.

4. Ребенка теперь больше всего занимают действия с определенным результатом. Например, раздается звонок или на игрушке что-нибудь меняется, или что-то извлекается из коробочки. Поэтому разнообразьте предметы, которые малыш может ухватить, помня при этом, что и заваливать ребенка игрушками не стоит.

4. Не бойтесь на некоторое время оставить ребенка одного (в безопасном месте, конечно, а не на пеленальном столике), ведь он должен познавать мир не только с вашей помощью, но и самостоятельно. Постоянное пребывание у мамы на руках приводит к тому, что ребенок просто боится одиночества и плачет, если на него никто не обращает внимания.

5. Разговаривайте с малышом, побуждайте его к речи, когда он сидит у вас на руках, двигается и пытается ползти, присаживается. Если малыш тянет к вам ручки, прося вас взять его на руки, обязательно проговорите и его просьбу, и свои действия: «Ты хочешь на ручки? Сейчас мама тебя возьмет. Иди к маме. Мама взяла тебя на ручки. Ты уже у мамы». И перед едой, когда вы видите открывающийся ротик, обязательно проговорите: «Ты сейчас будешь кушать. Ты хочешь кушать? Сейчас мама тебя покормит. Что ты будешь делать? Кушать».

6. Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите: «му-му». Лучше чтобы при этом собака, корова и другие игрушки походили на настоящих животных, а не представляли собой нечто фантастическое. Хорошо имитировать голосом топанье: «топ-топ», звук падения: «бух». Замечательно, если вам удастся добиться показывания пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики, вы стимулируете и активную речь малыша

7. Все движения, которые вы хотите получить от ребенка, демонстрируйте ему сами, тогда потом он будет их проделывать по словесной инструкции. Дайте малышу одну погремушку, другую возьмите себе. И потрясите, пусть ребенок повторяет.

8. Некоторые полагают, что, включая ребенку телевизор и радио погромче, они тем самым развивают речь и мышление своих детей. Однако чрезмерная перегрузка словами может даже замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее комментировать свои действия. Для этого подойдут практически любые действия. Очень удобно показывать и называть игрушки: «Где у нас киска? Вот киса. Киса, мяу-мяу». Затем, отложив игрушку в сторону, спросите малыша, где же киса. И малыш в идеале повернет головку туда, куда вы положили игрушку. Старайтесь, чтобы ребенок искал и находил прежде всего предмет, который у вас дома находится в определенном месте, например, кроватка, стол, картина.

Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.



Что еще пишет Линда

Обсуждение

6 комментариев

Прокомментировать

Комментарии


  • Очень полезная информация!!!! Спасибо!!!!!
  • Даша
    спасибо.хорошая статья
  • Статья очень полезная!!!!
  • ВкУсНяШкА
    очень хорошо всё описано) спасибо!
  • позновательно., и интересно!!!
  • Очень рада, что Вам понравилось!
    
    

    Лента активности