Ребенок и чтение или как хорошо уметь читать...

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Доводилось ли вам встречать взрослых или даже детей школьного возраста, которые не умели бы читать? Вряд ли! Все детки, кто раньше, кто позже обычно без особых проблем овладевают навыками чтения. При этом, пожалуй, ни одна область детского развития не связана с таким количеством мифов и разнообразных предрассудков, как обучение чтению. Связано это с модой последних десятилетий на раннее развитие, принципиально изменившее отношение к способности маленьких детей обучению вещам, которые традиционно считались доступными лишь школьникам. Чтение оказалось той сферой знаний, где достижения малыша и его родителей выглядят особенно убедительно. С другой стороны, многие относятся к раннему обучению чтению негативно, полагая, что знакомить детей с основами грамоты можно не раньше шести лет. Спор между консерваторами и сторонниками прогресса продолжается. Вот его аргументы.

Когда начинать?

Миф прогрессивный:

Начинать учить детей читать нужно как можно раньше. В идеале – уже на первом году жизни. При должном старании родителей, ребенок может научиться читать практически тогда же, когда и говорить. Ведь в первые годы жизни, когда мозг активно растет и развивается, малыша без труда можно научить практически чем у угодно.

Миф консервативный:

Ни в коем случае нельзя учить детей чтению раньше пяти-шести лет. До этого возраста ребенок неспособен к звуко-буквенному анализу и просто автоматически запоминает слова, а значит, будет не осознанно читать, складывая буквы в слоги и слова, а лишь угадывать написанное. У таких детей в школе часто бывают проблемы с обучением русскому языку.

На самом деле:

Единого возраста начала обучения чтению, собственно говоря, не существует. Ребенок сможет научиться учиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:

• Пола – девочки начинают читать раньше мальчиков

• Ведущей руки – левши и амбидекстры учатся в другие сроки, чем правши

• Ведущего канала восприятия – визуалы становятся самостоятельными читателями раньше аудиалов и кинестетиков.

• Темперамента – гиперактивного шустрика сложнее усадить за букварь, чем спокойного уравновешенного малыша.

Точно известно, что не нужно начинать знакомство ребенка с письменной речью раньше, чем он овладеет устной. Обычно это происходит между двумя и тремя годами. На это указывают следующие признаки:

• Малыш обладает достаточным словарными запасом, чтобы выразить свои мысли и потребности

• Говорит полными распространенными предложениями

• Не путает личные местоимения, времена глаголов, согласует между собой части речи

• Четко выговаривает большую часть звуков (незначительные артикуляционные дефекты не являются препятствием для обучения чтению)

Важно: если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом прежде, чем начинать обучение.

Не стоит и чересчур затягивать с началом обучения уже потому, что, несмотря на все увещевания педагогов, психологов и физиологов, любая мало-мальски приличная школа отдает предпочтение «абитуриентам», овладевших азами чтения. То есть, оптимальный возраст для начала обучения чтению – с учетом индивидуальных особенностей ребенка – от трех до пяти лет.

Миф ответственных родителей: если ребенок не умеет читать, это является свидетельством родительской безответственности. У заботливых родителей дети начинают читать раньше, чем ходить!

На самом деле: не стоит учить ребенка чему бы то ни было, в том числе и чтению, лишь для того, чтобы быть не хуже других родителей! Ни к чему, кроме слез, психологических травм и разочарований это не приведет. Сравнивайте ребенка только с ним самим, а не с другими детьми!

я со старшей доченькой буквы учить начала с годика, и к двум годам она их уже все знала, но читать конечно не читала))). Потом она пошла в садик, а я на работу и все благополучно забылось. Но где-то лет с четырех мы стали опять заниматься и буквы вспомнились легко, а вот в слова они, к сожалению не собирались. И сколько я не старалась, сколько не учила ее, что м+а будет ма, все напрасно. Но ближе к пяти годам она сама начала по чуть-чуть читать и в школу пошла уже достаточно хорошо читая.

А как у вас?

Что еще пишет lenchik

Обсуждение

7 комментария

Прокомментировать

Комментарии

  • немецким буквам не учила ребенка все делал садик!

    гдето с годика я сына подносила крусской азбуке и называла быквы и картинки к ним, потом проблемы, другие уже заботы и все это забылось...а лет так через 7 я узнаю что ребенок сма выучил русский алфавит и научился читать!

    и все это с тем что он никогда не ълюбил читать, всегда говорил- мама тише у меня сейчас будет болеть голова))))

  • ха-ха, голова это у всех наверное. У нас тоже вечно голова от книг болела

  • ау дочи у моей не болит, она всегда просит почитать ей сказки

  • Не, ну когда ей почитать, то не болит. Болит, когда надо учиться читать:-)

  • так у нас и когда я хотела ему читать голова сразу болела))

  • я не настаиваю.. у нас естъ русская азбука. она и русский и немецкий алфавит знает, но в музыкальном виде.

    буквы многие написать может, особеммо С (ну это её буква), и своё имя писать уже может. ну это она сама. Мы когда рисуем например, я ей иногда слова пишу (мама, папа, деда и т.д.), ну очень прсотые. а если ей не интересно это в данный момент, то яуираю и рисуем просто цевточки дальше..

  • А мы с 5 лет читаем и пишем . сейчас стпс под диктовку умеет писать ,конечно с ошибками.:-) ну ничего в сентябре в школу.

    
    

    Лента активности