Особенности выявления и воспитания одаренных детей

Особенности выявления и воспитания одаренных детей

Все родители убеждены, что у них талантливые дети с удивительными способностями. В обывательской среде часто можно слышать утверждения восхищенных родственников, что именно в их семье растут одаренные дети, потому что они раньше других сели, сделали первые шаги, умеют нажать нужную последовательность кнопок на пульте управления телевизором и т.п. Не будем разочаровывать любящих родителей, но попробуем разобраться, что же такое одаренность.

Виды одаренности

        Одаренность – это существенное и успешное опережение в развитии и достижениях на уровне показателей, характерных для данного возраста. Талантливые дети выявляются в процессе обучения конкретной отрасли знаний или культуры. Одаренные дети достигают невероятно высоких результатов в сравнении с большинством сверстников.

         Традиционно психологи России выделяют следующие виды одаренности:

  • общая интеллектуальная;
  • творческая;
  • художественная;
  • социальная.

Интеллектуально одаренные дети не просто быстро осваивают научную информацию, а эффективно используют ее, конструктивно интегрируют, успешно находят новые подходы и взгляды на решение традиционных проблем.

Талантливые дети, одаренные творчески, отличаются яркой независимой позицией. Они безразличны к общепринятым авторитетам, абсолютно свободны в своих суждениях, им чуждо традиционное представление об организации труда и трудовой дисциплине. Творчески одаренные дети обладают ярким темпераментом и прекрасным чувством юмора.

Художественные таланты, как правило, раскрываются в специализированных учебных заведениях, кружках, секциях, творческих коллективах. Эти дети достигают высоких результатов на творческих конкурсах и фестивалях в различных видах искусства: в музыке, в танце, в изобразительном искусстве, в вокале, в актерском мастерстве. Такая одаренность проявляется у участников творческих конкурсов для детей России (смотрите видео конкурса «Синяя птица», «Щелкунчик» и другие).

Социальная одаренность проявляется в высокой коммуникативной возможности: умение легко и непринужденно устанавливать контакт в общении с разными людьми, способность грамотно выстраивать взаимоотношения, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, легко занимать лидерские позиции в любых коллективах. Таким детям присущи толерантность, энтузиазм, высокое чувство ответственности, целеустремленность.

красивая девочка

Выявление одаренных детей

         На протяжении многих десятилетий в России ведутся дискуссии об особенности воспитания одаренных детей. В системе образования России создан целый ряд программ, направленных на выявление, поддержку и развитие талантливых детей. Одним из ответственных моментов является выявление высоких способностей детей.

Трудно отличить одаренность от комплексного проявления интеллектуальной активности, трудолюбия и любознательности. В начальных классах школы у всех детей происходит всплеск интеллектуального развития. Этот качественный скачок является следствием накопленных умений, знаний и навыков в дошкольный период и системным подходом в школьном обучении.

До 10 лет идет активное становление интеллекта ребенка, формирование умственной активности, выявление творческих и художественных предпочтений ребенка. Однако уже на этом этапе одаренные дети отличаются высокой степенью любознательности, проявлением повышенного интереса к исследованиям и поиску нестандартных вариантов. Можно ознакомиться с видео «Одаренные дети».

 В последние десятилетия в России сформирована система центров раннего эстетического и интеллектуального развития детей с 3 лет. Такие центры позволяют комплексно обучать ребенка, закладывая основы и физического, и художественного, и интеллектуального, и социального развития. Такие занятия являются отличной базой, на которую благодатно ложатся семена школьного начального образования и обучения в художественных и спортивных школах России.

Воспитание в семье

         Родители одаренных детей зачастую сталкиваются с проблемами воспитания и выстраивания взаимоотношений с ними. У таких ребят, как правило, высокий уровень требовательности к себе и окружающим, ревностное отношение к своим правилам и нормам, отрицание общепринятых авторитетов. В детских коллективах такие дети активно отстаивают лидерские позиции и часто бывают непримиримыми в конфликтных ситуациях.

         Родителям важно своевременно обратить внимание на особенность своего ребенка, создать благоприятную атмосферу в семье, найти возможность дать ребенку профессиональную поддержку развитию его таланта. Часто взрослые видят в детях реализаторов собственных несбывшихся надежд. Они навязывают свои интересы ребенку, не желая понять и принять интересы и желания самого ребенка.

Взрослые должны быть мудрыми, уважать выбор маленького члена семьи. Не нужно заставлять заниматься в специализированной спортивной школе ребенка, который мечтает об игре на фортепиано, и наоборот. Найдите компромисс, позволяющий укреплять детей физически и развивать их интеллектуально и эмоционально. Дайте возможность самим детям определиться с приоритетами и предпочтениями.

Развитие одаренности

         На следующем этапе важно создать условия для реализации детского таланта. Узнайте, какие внешкольные образовательные организации интересующего профиля есть в вашем городе. Познакомьтесь с педагогами, поинтересуйтесь системой занятий, результатами выпускников, просмотрите видео тренировок или репетиций, видео соревнований или конкурсов с участием воспитанников данной учебной организации. Убедитесь, что вашему ребенку будет комфортно, и эти занятия будут эффективны.

         Достигнув высокого уровня, возможного на данном этапе, ребенок не должен останавливаться. Если участие в конкурсах и соревнованиях показывает высокий потенциал, специалисты говорят о ярких перспективах, родители должны проанализировать возможности дальнейшего развития одаренности своего ребенка. Чаще всего на этом этапе нужно отдавать детей в специализированные школы России для одаренных детей соответствующего профиля. Это важный и ответственный шаг, потому что во многом решается судьба детей. Иногда это связано с переездом в другой город в школу – интернат. Это тяжелый выбор и решение для семьи.

         Выбирая учебное заведение, соберите полную информацию о рейтинге школы в системе специализированных учебных заведений России и вашего региона, о качественном составе педагогического коллектива, о перспективах обучения детей, об условиях проживания и учебы. Будьте в тесном контакте с личным тренером или педагогом вашего ребенка.

         Воспитывать талантливого ребенка очень непросто и ответственно.  Такие дети требуют особого внимания и заботы. Родители должны грамотно организовать обучение, отдых и всестороннее развитие для ребенка. Пристальное внимание уделяется здоровью детей, потому что физические, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки истощают растущий организм.

Важно учесть и распорядок дня, и режим питания, и отдых. Не отказывайтесь просматривать видео этапных выступлений, анализируйте вместе с детьми и наставниками. Ребенок должен чувствовать вашу безоговорочную поддержку и любовь.

Но не создавайте культа в семье. Пресекайте развитие нарциссизма, тщеславия, самовлюбленности и эгоизма у ребенка. Воспитывать одаренного ребенка – тяжелый родительский труд, но результаты его сделают счастливой всю семью.

 


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Зачем беременным фолиевая кислота?
Зачем направляют беременных к генетику?
третьи сутки

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Рогалики со сгущенкой

Другие рецепты

Лента активности