Главные факторы становления личности в период детства

Главные факторы становления личности в период детства

В речи обывателей чаще всего слышатся высказывания о детстве как о беззаботном и самом счастливом периоде жизни. Однако с рождения и до зрелости у ребенка идет непрерывный процесс формирования и становления личности. Это непростой психологический и духовно-нравственный процесс, который обуславливают объективные факторы и влияние субъективных условий. Невозможно переоценить влияние первых лет на последующее развитие и образ жизни человека. Период детства время создания фундамента» личности.

Особенности дошкольного периода

В дошкольный период происходит формирование базовых человеческих качеств и становление черт характера. Принципиальное и решающее воздействие на ребенка с рождения оказывает семья и условия социальной среды. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома и интерната, факторы влияния среды оказываются решающими. Уже на раннем этапе важно учитывать экономические условия, региональные особенности, национальные традиции, обуславливающие развитие и процесс становления маленького человека.

В раннем детстве у ребенка идет стремительное психическое и физическое формирование. Появляются и кристаллизуются те качества, которые после в течение всей жизни будут фундаментальными в освоении навыков, знаний и умений, будут проявляться во взаимоотношениях взрослого человека со сверстниками, в семье, в любой ситуации общения. Процесс формирования в раннем детстве осуществляется через общение, игру и творческую деятельность (лепка, рисование, пение, конструирование).  Такие виды деятельности в раннем возрасте играют роль аккумулятора жизненно важных навыков и составляющих элементов общего развития человека.

Способы, условия и характер общения взрослых и ребенка во многом определяют суть будущей личности, создают решающие предпосылки и факторы становления мировоззрения и способа выстраивания себя в отношениях с окружающими людьми. Важно не подавлять и не «ломать» детей, а содействовать их развитию, бережно направлять.

Главные ориентиры дошкольного воспитания

  • Формирование психологического здоровья (позитивного мироощущения).
  • Развитие общей и внутренней культуры.
  • Предупреждение кризисов, непонимания и разочарований, связанных с несовершенством окружающего мира.
  • Условия для раскрытия природных способностей, развитие наклонностей и талантов.
  • Становление взаимоотношений уважаемой и уважающей личности.
  • Развитие познавательной потребности.
  • Формирование основ здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия

Главная задача школьного периода формирования человека – обеспечение эффективных и комфортных условий для освоения УУД. В самом широком смысле, ребенка, подростка надо научить учиться, создать ему условия для формирования стойкой потребности саморазвития, самосовершенствования и осознанного освоения нового социального опыта. Уже на раннем школьном этапе важной составляющей личностных УУД является целенаправленный процесс становления нравственных ориентиров и ценностей личности.

дети в школе

Развитие интеллекта и образовательных навыков школьника определяются познавательными УУД, включающими общеучебные и логические действия, а также формирование навыков постановки и решения проблем. К общеучебным УУД относятся:

  • выработка навыка самостоятельного поиска и вычленения нужной информации;
  • обучение осознанному чтению;
  • формирование умения построения устной и письменной речи;
  • обучение выбору наиболее весомых аргументы и наиболее результативных путей решения задач;
  • формирование адекватного оценивания процесса и результата деятельности.

Логические УУД – это важнейшие навыки, формирующие целенаправленный учебный, а после и любой другой жизненный процесс. К логическим УУД школьника относятся анализ, синтез, классификация и сравнение, доказательство и выстраивание причинно-следственных связей, умение выделить предпосылки после этого обосновать следствие.

Самоопределение школьника как участника общения, становление социального самосознания подростка обеспечивают коммуникативные УДД. Роль данного вида УУД - решающая в становлении навыков общежития и сосуществования человека в обществе. Наиболее востребованы следующие виды коммуникативных УУД:

  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
  • планирование сотрудничества и выбора средств взаимодействия;
  • умение четко и полно выражать свои мысли и выбирать емкие аргументы;
  • умение управлять собой и своими эмоциями.

Коммуникативные УУД, формирующиеся на раннем этапе развития личности, после во многом определяют степень успешности и реализованности человека в профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Овладение УУД, обуславливающих становление психологических способностей ребенка, происходит в соответствии с возрастными нормами развития младшего школьника, подростка, молодого человека.

Проблемы и опасности в процессе становления личности

Чрезмерная опека и ограждение ребенка от внешних факторов воздействия чреваты формированием социально неадаптированной личности. В любом возрасте нельзя изолировать детей от общения со сверстниками, от участия в жизни социума. Опыт общения создает предпосылки для выработки собственной позиции, для осознания того, какова роль индивида в глобальном мире.

Гиперопека

В условиях изоляции от общества и неограниченного родительского давления на подростка формируется личность–отшельник, пугающаяся взаимоотношений со сверстниками, не способная оценить факторы воздействия и выработать собственные жизненные убеждения. Процесс взросления не становится процессом становления личности. Для взрослого человека такого типа характерны замкнутость, подавленность, растерянность и социальная несостоятельность.

Влияние современных экономических и политических реалий на сознание подростка, у которого приоритетным является общение со сверстниками, а не с семьей и педагогами может обернуться потерей жизненных приоритетов, растерянностью, отчуждением и враждебностью. У подростка появляется ощущение социальной незащищенности, собственной несостоятельности и бессилия. Эти чувства постепенно перерастают в убежденность в полном и безысходном одиночестве. Задача семьи и педагогов выстроить организованный системный подход к развитию познавательного и нравственного интереса к жизни, создать условия для поэтапной реализации ребенка на всех этапах формирования и взросления.

Жесткий и конфликтный окружающий мир оказывает негативное влияние на ребенка в любом возрасте. Родителям и педагогам важно нейтрализовать процесс формирования агрессивности. Неуправляемое стремление в младшем возрасте ударить, толкнуть, укусить, крикнуть перерастает у подростка в потребность оскорбить, унизить, физически подавить не только младшего по возрасту, но и любого человека рядом с собой. Такая агрессия рано или поздно оказывается направленной на близких людей, разрушает взаимоотношения со сверстниками и не позволяет найти свое гармоничное мироощущение. Разочарование в решение всех жизненных ситуаций через силу и агрессию однозначно приведет к одиночеству и беспомощности взрослого человека. В такой ситуации понадобится большое усилие воли для «перезапуска» процесса самоопределения в окружающем мире и поиска компромисса с самим собой. 

Своеобразие подросткового периода

В возрасте 11-16 лет для подростка ведущим становится чувство взрослости. Это личностное глубокое переживание своего внешнего и внутреннего изменения, собственное самопознание, осознанный отказ от ассоциаций детства, самоопределение среди окружающих людей. У подростка обострена восприимчивость к общепринятым ценностям и нормам, формам поведения. Это период нравственного самосознания, первых осознанных оценок соответствия слов и поступков взрослого человека, переосмысления отношений со сверстниками, этап переоценки собственного поведения. Подростки оценивают взаимоотношения со сверстниками через призму друг – посторонний. Сами формируют условия развития дружеских отношений, оценивают влияние внешних воздействий, учатся учитывать субъективные факторы.

переходный возраст

С 14-15 лет к учебной и общественно-полезной деятельности подростка добавляется учебно-профессиональная и трудовая деятельность. В этом возрасте важны факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие самоуважения и самоутверждения подростка. Важно создать условия для укоренения потребности в труде, оказывать мудрое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы.

После беззаботного детства начинается процесс профессионального самоопределения и накопления системы профессиональных навыков и умений. На этом этапе оказывают влияние факторы общих тенденций в обществе, личные социальные и бытовые условия, степень сформированности самостоятельной жизненной позиции.

Становление личности – сложный и многогранный процесс. По большому счету, он продолжается у человека с рождения и всю жизнь. Но фундамент мировоззрения личности закладывается в раннем детстве. Первоочередное влияние оказывает семья, чрезвычайно важными являются условия и факторы социального окружения ребенка, опыт отношений со сверстниками.

Статьи по теме
Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Можно ли кормящей маме корицу?
Можно ли детям сахар?
Можно ли кормящей маме сало?
Падает зрение

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Лента активности