Речевое развитие у детей 2-3 лет

Речевое развитие у детей 2-3 лет

С момента рождения у ребенка каждый день происходит развитие. До одного года малыши зачастую вообще обходятся без слов, выражая свои желания эмоциями (плачем, улыбкой и т.п.). К одному годику он уже может говорить некоторые простые слова типа ма-ма, ка-ша», «ба-ба» и другие. Обычно это просто звукоподражание. В два года происходит значительный скачок в речевом развитии. Это важный этап, задержки в котором иногда требуют занятий с логопедом или использования дополнительных средств (картинки, мультики, упражнения).

Основные этапы речевого развития у детей раннего возраста

Речевое развитие у детей раннего возраста проходит несколько этапов, которые дифференцируются в зависимости от возраста:

  • У детей с 2-3 месяцев должно появиться «гуление». У ребенка в этот период должно проявиться произношение отдельных гласных буков (иногда вместе с звуком буквы «г»). Наиболее частыми являются «а», «у».
  • У детей до 9 месяцев должен появиться так называемый лепет. Безусловно, каждый родитель наблюдал этот процесс, когда малыш, заигравшись, смотря мультик или просто «общаясь» с кем-то, начинает произносить несколько одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.п.
  • С 9 месяцев и до года речевое развитие ребенка сводится к подражанию звуков, которые произносят окружающие его люди. Также он может смотреть мультик и повторять то, что говорят мультипликационные герои.
  • С одного года и в первые несколько месяцев родители, как правило, наблюдают за тем, как у ребенка появляются первые слова, которые произносят не только как звукоподражание, а осмысленно.
  • В 2 года и далее (до трех лет) происходит дальнейшее речевое развитие и постепенно у ребенка складываются первые предложения.
Таковы этапы речевого развития у детей, которые считаются нормой, и которых придерживаются специалисты. В том случае, если у детей выявлены отклонения (задержка), рекомендуется получить консультацию у врача. Стоит также понимать, что чем дольше на некоторые особенности и отклонения речевого развития не обращается внимания, тем сложнее их после исправить. Современные упражнения, методики, даже развивающий мультик – все это поможет исправить дефект (задержка) или особенности у малыша до трех лет.

Признаки, которые свидетельствуют о нарушении речевого развития деток раннего возраста

Прежде чем сравнивать характеристику развития речи в зависимости от возраста, необходимо точно знать, какие же особенности и отклонения свидетельствуют о том, что есть нарушения (задержка) речи:

  • к концу четвертого месяца не гулит и не улыбается, когда с ним разговаривают;
  • к концу пятого месяца не обращает внимания на музыкальные мелодии;
  • к седьмому месяцу не узнает голоса мамы и папы;
  • к концу девятого месяца малыш не повторяет отдельные слоги и не подражает родителям;
  • к концу первого года своей жизни у ребенка так и не появилось произношение слов «покажи», «принеси» или «дай»;
  • в два года малыш не может показать части тела, которые ему называют;
  • в два с половиной года малыш не знает разницы между «много и мало», «большой и маленький»;
  • в три года не способен пересказать смысл стихотворения или сказки.

ребенок

Однако также стоит помнить, что развитие детей раннего возраста индивидуально. У каждого малыша 2-3 лет есть свои особенности, которые нельзя считать дефектом или говорить о том, что у него задержка в речи. В то же время, если у одного ребенка это серьезный дефект на том или ином этапе, у другого ребенка может быть просто небольшая задержка в речи.

Норма развития речи у детей 2-3 лет

Примерно с двух лет у детей очень быстро начинает накапливаться словарный запас. Постепенно малыш начинает осваивать новые звуки, слова и фразы. Их он может слышать в общении со взрослыми либо просматривая мультик. Особенности речи этого возраста в том, что она появляется в ответ на общение с окружающими. Когда мама спрашивает, хочет ли малыш кушать, он может ответить «ня-ня» либо «ам-ам».

Дополнительно, помимо самой речи, у детей должны присутствовать жестикуляция, мимика. Постепенно, после того как слова произносились лишь в ответ на вопрос или предложение родителей, спустя пару месяцев они начнут произноситься ребенком по своей инициативе.

К концу второго года и после исполнения трех лет речь у ребенка начинает выполнять свою главную функцию – выражение эмоций, общение с окружающими. При этом их могут привлечь интонация, выражение речи, зато такие особенности, как неправильное произношение, они не заметят.

Только после 2-3 лет детки начинают обращать внимание на то, как произносятся слова ими и другими людьми. Они начинают анализировать и улучшать свое произношение.

Мультик, игры, картинки, упражнения и другие средства для развития речи ребенка

Задержка речевого развития у малыша раннего возраста – это не так страшно, как кажется на первый взгляд. В таком случае родителям, а также воспитателям в детских садах необходимо использовать вспомогательные приемы (картинки, упражнения, мультик для развития речи и т.д.), которые помогут малышу.

Есть целый ряд методов, которые помогут родителям, если у малыша выявлена задержка речевого развития. Но стоит понимать, что ни одна методика не поможет, если у родителей нет желания и времени на это.

Картинки и разговоры для малышей 2-3 лет

Самая простая методика заключается в том, чтобы вместе с малышом просматривать картинки и разговаривать о том, что на них нарисовано. При этом можно задавать простые вопросы, на которые детям раннего возраста легко ответить «да» или «нет». Постепенно, можно переходить на более сложные фразы и вопросы, которые будут требовать от малыша более содержательное использование речи.

Мультик для речевого развития как методика для малышей 2-3 лет

Развивающий мультик все чаще используется родителями как инструмент для развития речи в том случае, если у малыша раннего возраста есть задержка. В таком случае малыш не некоторое время занят просмотром, и при этом развивающий мультик способствует увеличению словарного запаса и освоению новых фраз.

Упражнения для дыхания, артикуляции и звукопроизношения для деток 2-3 лет

Эти упражнения имеют следующую цель – развитие произношения различных звуков, а также тренировка органов артикуляции. Даже если вы вырежите из бумаги или салфетки снежинку, положите ее на ладошку ребенку и предложите подуть на нее, все равно будут выполняться упражнения мышц губ, силы голоса и правильного дыхания.

Упражнения и игры со звуковым сопровождением

Любые подвижные игры, которые сопровождаются стихами, любимыми детьми. Наиболее распространенными являются «Гуси-гуси», «Кот Васька» и «Лохматый пес». При этом, выполнять с такими упражнениями с малышом можно как родителям, так и воспитателям в детском саду.

Речь у малыша – интеллектуальный процесс, который проявляется у каждого индивидуально. Если же наблюдаются некоторые отклонения (задержка), специалисты рекомендуют использовать давать смотреть малышу специальный развивающий мультик, выполнять упражнения и как можно больше разговаривать с ребенком.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Навыки чтения
Зачем беременным назначают фолиевую кислоту?
Можно ли беременным безалкогольное пиво?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Лента активности