Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры для малышей

Развитие пальчиковой моторики, речи и памяти у малышей одна из первоочередных задач. Пальчиковые игры дают возможность объединить в веселой игровой форме процесс обучения, развития и формирования ребенка. Опытные родители и педагоги хорошо знают о пользе и эффективности пальчиковых игр, используют их во время групповых занятий, на прогулках. Такие игры помогают родителям отвлечь детей во время долгого ожидания в дороге, переключить внимание малышей во время плача или капризов.

Общая структура игры

Пальчиковые игры для детей предполагают проговаривание текста с имитацией движений или предметов, называемых в данном тексте. Для детей 2-3 лет часто используют готовые четверостишия, маленькие песенки о животных, птицах, с описанием знакомых бытовых ситуаций. Пальчиковые игры для детей 3-4 лет могут основываться на свободном тексте, желательно ритмично организованном, с более сложными движениями. Пантомима и пальчиковая имитация для детей постарше может отражать чувства, абстрактные понятия, выражать отношение говорящего.

Движения малышей в этих играх просты и незатейливы, однако очень важны и полезны для укрепления мышц, развития правильной моторики, формирования координации движений. Игры для самых маленьких предполагают движения пальчиков и кистей рук. Для детей постарше игра может включать наклоны, повороты, прыжки, приседания, переплетение и скрещивание пальцев.

Развитие речи

Пальчиковые игры активизируют интеллектуальную работу детей. Ребятам нужно запоминать и проговаривать текст и порядок движений, интонационно передавать настроение и характер, выполнять движения ритмично в едином темпе.

пальчиковая гимнастика

Всем хорошо известно, что пальчиковые игры прекрасно способствуют развитию речи малышей, развивают воображение и творческие природные задатки. Ритмичные движения пальцами стимулируют улучшение чистоты произношения звуков, развитие навыков чистого соединения нескольких звуков, улучшению благозвучности устной речи. Так, Железновы разработали систему пальчиковых игр, объединяющих движение с мелодией и песней, что положительно влияет на развитие речи в целом.

Специалисты установили однозначную взаимосвязь между возможностями движения детских пальчиков и уровнем развития речи. Скованные движения, невозможность свободно двигать отдельно каждым пальцем свидетельствуют о речевых проблемах ребенка. А свободная и раскованная точность пальчиковых движений говорят о готовности к активному речевому процессу.

Пальчиковые игры прекрасно развивают активную взаимосвязь полушарий головного мозга, согласованность их работы. Образность мышления, формирующаяся в правом полушарии, словно реализуется в словесных формах, за которые отвечает левое полушарие. Таким образом, пальчиковые игры позволяют стимулировать и активизировать мыслительные процессы ребенка.

От самых легких к более сложным

Элементы пальчиковых игр родители используют, делая массажи малышам в первые месяцы жизни. Подставляя взрослые пальцы для развития хватательных рефлексов детей, приподнимая малышей на пальцах, мы уже с ними играем.

развитие хватательных рефлексов

К 5-6 месяцам ежедневные массажи и зарядки дополняются поглаживанием детских кистей, легкими массажными поглаживаниями каждого пальчика, аккуратного распрямления и сжатия фаланг пальчиков. Все движения должны выполняться спокойно по направлению от кончика пальца к запястью. Железновы предлагают свой курс музыкальных упражнений, подготавливающих детей к развитию мелкой моторики.

С 9-10 месяцев ребенок начинает играться с шариками различной величины, перебирать детали пирамидки, кубики, вкладывать мелкий предмет в более крупный. Малыши все точнее перекладывают игрушку из одной руки в другую. Они все осознаннее и четче справляются с ложкой, крепко пытаются удержать бутылочку или чашку. В этот период дети уже могут хорошо и целенаправленно указывать на голову игрушки, хвост, нос, глаз, рот. Часто крохи пытаются пальчиком подковыривать и отрывать мелкие детали. К 11 месяцам дети могут пальчиком или ладошкой нажать кнопку, взять мелкий предмет, порвать бумагу на мелкие кусочки. Железновы рекомендуют на этом этапе пробовать первую игру пальчиком на клавишах.

С 8-9 месяцев можно играть с малышами в первые пальчиковые игры Сороку - белобоку, Подковать сапожок. В этот период вводятся жесты дай - дай», «ну-ну», «ку-ку», «пока» и другие. Все они связаны со сжатием и разжатием кулачков, с движением кистью, с обучением двигать пальчиками по отдельности. В этом возрасте Железновы предлагают музыкальные потешки с движениями пальчиков и кистей.

К 2 годам детки осваивают процесс расстегивания и застегивания пуговиц, учатся завязывать шнурки. Они уже уверенно справляются с ложкой во время еды. После двух лет малыши должны осваивать игру с мозаикой, пазлами, деталями конструктора. Первые рисунки пальчиком «Капли дождя», «Снег», «Коврик», первые линии карандашом. Очень полезны лепка и аппликации.

Разучиваем пальчиковые игры

К 3 годам пальчиковые игры становятся интересными для детей. Взрослым важно четко и медленно произносить слова, фиксировано выполнять движения, следить за правильностью повторений. Каждый блок повторяется 3-4 раза сначала правой, потом левой рукой. Начинайте разучивать новую игру в медленном темпе, постепенно ускоряя произнесение слов и выполнение движений.

Добивайтесь точности всех движений. Пусть детские пальчики и ладошки превращаются в бегающих человечков, крылья бабочек и птичек, переплетенные колечки и ножки паучка. Игры должны вызывать позитивные эмоции и радостный смех.

Интересна методика пальчиковых игр, которую разработали отец и дочь Железновы. У них игры проходят в сопровождении мелодий, песенок, прибауток. Железновы делают акцент на развитии сенсорных впечатлений и внимательности. Свои игры Железновы строят на известных и любимых образах: зайчики, бабочки, паучки, солнышко, дождик. Одновременно дети осваивают понятия верх – низ, в стороне, много – мало, выше – ниже. Железновы выстраивают систему игр таким образом, что постепенно формируются доверительные отношения играющих, царит радостная атмосфера.

Система пальчиковых игр интересна для детей любого возраста. Даже на школьных уроках она удачно применяется в качестве зарядки, разминки, отдыха во время активного письма. Фантазируйте вместе с детьми, как это сделали Железновы, и у вас появятся ваши новые пальчиковые игры с забавным текстом. Играйте и развивайтесь!


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

не хотим есть(((((((
Зачем назначают беременным утрожестан?
Муж дарит цветы?
Зачем столько марли?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Суп - гуляш в булочке

Другие рецепты

Лента активности