Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду это важнейшая составляющая развития и формирования. Систематическое обучение трудовым навыкам детей дошкольного возраста способствует активному развитию воображения, мышления, усидчивости, формирует внимание и настойчивость. Согласно ФГОС положительная установка к работе и желанию помочь окружающим тесно связана также с базовыми навыками безопасного поведения в окружающем мире, в быту.

Основные виды труда

        Л.В. Куцакова видит задачи педагогов в формировании трудовых навыков у детей в соблюдении и соответствии рабочих процессов и формирования основных трудовых навыков:

  • самообслуживания;
  • дежурства;
  • хозяйственно-бытового труда;
  • ручного труда;
  • труда в природе.
Задачи обучения детей навыкам самообслуживания – научить дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности (одеваться – раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее место).

Дежурство приучает малышей подметать, чистить дорожки, оставлять после игры порядок в песочнице и вокруг нее, стирать мелкие вещи, учиться помогать малышам.

Хозяйственно-бытовой труд учит поддерживать в порядке игровые площадки в помещении и на улице, приучает к соблюдению порядка в шкафчиках для личных вещей, в игровых комнатах.

Ручной труд развивает мелкую моторику. Малыши учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книжки, сортировать природный материал, готовить раздаточный материал и детали для аппликаций и поделок.

Труд в природе приучает с раннего возраста ухаживать за растениями, птицами, рыбками и животными. Формирует навыки подготовки корма и кормления обитателей живого уголка, подготовки инвентаря и его очищения после работы на грядках.

дошкольник

Цели и задачи

         Согласно ФГОС, главная цель – формировать у малышей устойчивое позитивное оценивание процесса и результата труда. Это предполагает решать в ходе воспитания задачи, которые Куцакова Л.В систематизировала в своей работе:
  • формировать предпосылки трудовой деятельности;
  • формировать уважение к работе окружающих;
  • формирование и развитие личности ребенка.

Реализуя поставленную цель и данные задачи, Л.В. Куцакова параллельно решает дидактические и воспитательные проблемы: воспитывает гуманные чувства, развивает эстетический вкус, творческую активность, выявляет способности малышей. У детей вырабатывается бережное и экономное отношение к окружающему миру.

Основные формы реализации

          Любимое времяпровождение детей – игры. Поэтому игровые методы весьма эффективны при формировании и выработке основных навыков различного труда. Метод игры дает возможность ненавязчиво организовывать деятельность ребят дошкольного возраста, вносит элементы состязания, превращает трудоемкие процессы в увлекательное дело. Ситуация игры незаметно для ребенка способствует воспитанию ответственности, самостоятельности, чувства долга, взаимопомощи, настойчивости. Дидактические трудовые игры выявляют личностные качества детей, дают возможность проявления лидерских задатков, организаторских способностей, коммуникативных качеств.

         Особенности трудового воспитания в дошкольных учреждениях способствуют укреплению дружбы и сотрудничества детей, привлекают к общему делу, учат уважению и толерантности по отношению к товарищам.

         Особенности игры позволяют в увлекательной и интересной форме решать поставленные задачи, реализовывать цель трудового развития и формирования детей младшего возраста.

Этапы трудового воспитания

Всегда важно учитывать физические и психологические особенности детей разных возрастов. На начальном этапе воспитания малышей 3-4 лет главная цель – приобщить малышей к самообслуживанию, развивать стремление и потребность помогать взрослым, формировать чувство уважения к трудовой деятельности и к людям всех профессий.

Малыши четырехлетнего возраста учатся реализовывать личные и коллективные задания, приучаются исполнять до конца начатое дело, проявлять инициативу и желание помочь взрослым и товарищам.

Для ребят пятилетнего возраста воспитатели, используя широкие возможности и средства игры, расширяют поле труда, создают привлекательные условия овладения первичными навыками использования вспомогательной техники, вводят критерии оценивания результатов собственного труда. У детей младшего возраста расширяются сведения о разнообразии профессий, формируется понятие зарплаты и ее предназначения, устанавливаются четкие рамки в соответствии содержание труда – полученный результат – оценка.

У детей 6-7 лет активизируется интерес к профессиям родителей и других взрослых, углубляется и закрепляется навык трудиться и помогать, совершенствуются навыки аккуратного выполнения работы, экономного отношения к материалам, потребности в чистом рабочем месте, навыки оценивать оптимальные средства и пути достижения результата. У детей вырабатывают потребность в проявлении трудовой инициативы, желании помочь окружающим.

Сотрудничество с семьей

         Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье. На родительских собраниях важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома.

         Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: подготовка раздаточного или счетного материала, субботники и трудовые вахты по облагораживанию территории детского сада, подготовка материалов и презентаций о профессиях членов семьи, создание элементов костюмов для праздников и т.п. Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.

         Интересной формой поощрения могут быть выставки, фото- и видеоотчеты о семейных трудовых делах. Дети могут готовить ролевые игры или рассказы «Как я помогал на даче», «Как мы дома что-то делали» и т.п. Такие рассказы могут иллюстрироваться фотографиями из семейного альбома.

         Работа в детских образовательных дошкольных учреждениях по рудовому воспитанию проводится согласно требованиям ФГОС. Однако педагоги самостоятельно встраивают систему и содержание воспитательной работы, выбирают оптимальные средства и методы реализации поставленных задач с учетом особенности возраста дошкольников, уровня развития, взаимоотношений в детском коллективе. Как отмечает Л.В. Куцакова, в трудовом воспитании неразрывно переплетены дидактические, эстетические и воспитательные задачи. Возрастные особенности детей дают возможность поэтапно подготовить ребят к школьному труду, используя средства игры, развивать физические природные данные, приобщать к нравственным нормам.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Грудное вскармливание до самоотлучения
Можно ли кунжут кормящей маме?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Красный салатик

Другие рецепты

Лента активности