Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Еще в Древней Греции считалось, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека. Развитие музыкальных способностей у детей приветствовалось во все времена, было обязательной составляющей воспитания и образования. Главные цели музыкального развития дошкольников: воздействие на духовный мир ребенка, формирование образного мышления, развитие чувств и эмоциональности. Развитие музыкальных способностей у детей является одним из важных этапов воспитания гармоничной всесторонне развитой личности.

Первые музыкальные опыты

       Музыка является средством невероятного воздействия на ребенка. Он может слышать музыку еще в утробе матери, поэтому беременным женщинам рекомендуют слушать лучшие образцы музыкального искусства. Комплекс музыкальных средств выразительности (звуков, темпа и ритма, эмоциональной окраски и силы звучания) благотворно влияет на душевное, психологическое состояние мамы и ребенка. В первые же дни жизни новорожденный чутко реагирует на ритмичные звуки, постепенно учится различать голоса, прислушивается к мелодиям. Поэтому колыбельные и спокойные умиротворенные звуки так легко успокаивают детей, помогают выйти из возбужденного состояния, благотворно влияют на настроение.

         Первые песни и музыкальное сопровождение игр, прогулок, массажей и гимнастики формируют будущие устойчивые музыкальные вкусы. Это вовсе не значит, что ваш ребенок всю жизнь будет любить только ту музыку, которую слушал в детстве. Но прекрасное чувство гармонии и меры, музыкального эталона подсознательно будет «управлять» в будущем в выборе музыкальных предпочтений.

         Постепенно у ребенка формируются темпо-ритмические ассоциации: веселая и бодрая музыка во время игр, спокойные мелодии перед отдыхом и сном. Первые попытки детей подпевать знакомые песни всегда вызывают бурный восторг родителей. С этого момента музыка становится важной неотъемлемой частью жизни маленького человека.

Формирование способностей

         Большинство специалистов считают, что развитие музыкальных способностей у детей начинается с дошкольного периода. Основные задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста предполагают систематическое развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и воображения. Для этого используются различные методы, приемы и виды деятельности, личностно – ориентированный подход. Все их можно объединить в три группы: слушание, исполнение и сочинение музыки.

         Принято выделение следующих главных музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность воспроизводить мелодию по слуху (пение). Ветлугина Н.А. указывает на развитие двух основных музыкальных способностей с дошкольного возраста: ладовое чувство и музыкально - слуховые представления. Н.А. Ветлугина призывает развивать музыкальный слух в единстве с эмоциональным развитием. Это позволит сформировать гармоничное музыкальное восприятие. Развитие музыкальных способностей детей с дошкольного возраста должно идти путем совместной работы родителей и педагогов.

Этапы музыкального развития детей

  1. 1-3 года: формирование первых музыкальных впечатлений, эмоций.
  2. 4 года: появление интереса к музыке и музыкальным видам деятельности.
  3. 5 лет: формирование постоянного музыкального интереса, проявление первых музыкальных способностей, углубление эмоционального восприятия музыки.
  4. 6-7 лет: первые исполнения с опорой на личный опыт, развитие устойчивой потребности в музыке и интереса к ней.

Роль дошкольных образовательных учреждений

         Музыкальное воспитание и развитие детей требует профессионального руководства. Личностно – ориентированный подход позволит диагностировать природные данные ребенка с раннего возраста, поставить индивидуальные задачи развития, определить оптимальные методы и приемы музыкального образования. Однако в детском саду для детей младшего возраста групповые формы работы дают возможность использовать комплексные методы и приемы музыкального воспитания и развития. Так у каждого ребенка появляется возможность личностно проявить разные музыкальные способности. А праздничные концерты являются прекрасной мотивацией для детей и родителей.

         Задачи дошкольного музыкального воспитания - реализовать комплексный подход: музыкальное воздействие – музыкальное восприятие ребенка. Такой подход позволяет погрузить детей в музыкальный мир: музыка сопровождает сюжетно-ролевые игры, танцы, песни, соревнования и конкурсы, музыкальные игры, дети играют на разных инструментах. Так одновременно решаются задачи формирования музыкально-эстетической культуры и задачи развития личностно - музыкальных способностей.  

         Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и другие музыканты и педагоги разработали задачи, методы и приемы музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста. Важная роль отводится формированию умения воспринимать и анализировать музыкальные образы.

Музыкальный Букварь Ветлугиной можно бесплатно скачать здесь

музыкальный букварь ветлугина

Музыкальное воспитание дошкольника Радыновой можно скачать здесь

музыкальное воспитание докольника

Роль музыкальной сказки

         Музыкальная сказка помогает решить важные задачи: научить ребенка слушать и воспринимать музыку. Доктор педагогических наук О.П. Радынова считает, что решение именно этих целей и задач ведет к формированию у ребенка эмоциональной чуткости и дальнейшего появления потребности в восприятии музыкальных шедевров. Участие в музыкальной сказке как раз и позволяет детям дошкольного возраста развивать свои музыкальные способности, гармонично и комплексно воспринимать музыкальные образы, формировать музыкальный вкус.

         Подготовка музыкальной сказки требует от педагога грамотно сочетать личностно – ориентированный подход и методы и приемы групповых форм работы с детьми. В такой игровой форме создаются благоприятные условия для развития ладового чувства и музыкальных представлений, что фундаментально в воспитании музыкально развитой личности, как утверждает Н.А. Ветлугина. К тому же музыкальная сказка дает возможность творческого проявления индивидуальных особенностей дошкольников. Такие методы работы раскрепощают детей, позволяют привлечь родителей к музыкальному воспитанию, углубить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Консультация родителей педагогами формирует единое музыкально-педагогическое пространство вокруг ребенка, делает решение поставленной задачи качественным и успешным.

         О.П. Радынова рекомендует активно использовать в музыкальной сказке игру дошкольников на различных музыкальных инструментах. В основе распределения партий и ролей – личностно – ориентированный подход, позволяющий учесть способности ребенка, его эмоциональную раскрепощенность, уровень сформированности исполнительских навыков.

Значение пения

         Широко известна система музыкального воспитания дошкольников, которую выстроила Н.А. Ветлугина. Важнейшей составляющей этой системы является пение. Ветлугина Н.А. утверждает, что соединение поэтического и музыкального текстов создает удивительное единство, имеющее нравственно-эстетическое значение для воспитания ребенка.

         Личностно – ориентированный подход дает возможность корректировать и направлять развитие ребенка. Роль родителей на этом этапе очень важна. Пение, импровизации, сочинение мелодий на заданные слова, комбинирование мелодии, слов и танца – эти методы рекомендует Н.А. Ветлугина использовать и в детских дошкольных учреждениях, и дома они будут хороши для детей и родителей. Пение развивает умение чисто интонировать, вокальный слух, способствует постановке детского голоса.

         Пение прекрасно развивает музыкальные способности, образное восприятие, музыкальную память и общую музыкальную культуру. Именно такие задачи решает развитие музыкальных способностей, считают О.П. Радынова и Ветлугина Н.А.

Домашнее музыкальное воспитание

         Для родителей принципиально важно создать условия для формирования музыкальных способностей ребенка. В домашних условиях идеально реализуется личностно – ориентированный подход.

         Начните с решения простой задачи: научить ребенка слушать музыку. Малыш 2-3лет во многом копирует родителей, поэтому дети такого возраста должны быть в комнате вместе со взрослым (на руках или сидеть рядом на диване, кресле). Посторонние звуки не должны отвлекать. Родитель заинтересованно и с удовольствием слушает музыку. Это сначала настроение копируется малышом, а затем воспринимается осознанно.

         Если кто-то из родителей играет на музыкальном инструменте, привлекайте к прослушиванию еще одного взрослого члена семьи. Слушайте музыку 1-2 раза в день.

         Развитие музыкальных способностей у детей младшего возраста идет с подпеванием детских песенок, с повторением интонаций, с игрой на барабане, дудочке, колокольчиках, металлофоне.

         Родителям помогут консультации опытных педагогов и музыкантов (таких как О.П. Радынова и Ветлугина Н.А.).

         Развитие музыкальных способностей и талантов не обязательно проявит в будущем одаренность вашего ребенка, но сыграет фундаментальную роль в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Личностно – ориентированный подход позволит развить память и образное мышление, воспитать стремление к высоким образцам культуры с раннего возраста.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Можно ли беременным посещать церковь?
Можно ли гладить живот беременным?
Была бы благодарна!)
можно ли в баню???

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Макароны

Другие рецепты

Лента активности