Мотив и мотивация в психологии

Мотив и мотивация в психологии

Любая совокупность сил, которая побуждает человека к той или иной деятельности, определяется в психологии как мотивация. В современной психологии чаще всего применяется понятие мотива. Это понятие определяет разнообразные состояния и явления, способствующие возрастанию активности человека.

Какой она бывает?

В отечественной психологии особое место занимает понятие мотивации. Именно она позволяет личности оказывать существенное влияние на деятельность иных индивидуумов. Также существует понятие искусственной мотивации. Это понятие предполагает воздействие, которое другие люди оказывают на личность.

Нередко под понятие мотивации пытаются подставить одно только желание человека заниматься определенным видом деятельности или той или иной работой. Но это неточное понятие. Это понятие предполагает как желание работать, так и потребность выполнения своей работы. В первом случае предполагается, что человек изначально заинтересован в своей работе, что он в нее влюблен. Во втором случае предполагается, что человек занимается той или иной деятельностью только потому, что она приносит ему прибыль.
В психологии существует определение видов мотивации. Негативные виды мотивации определяются в психологии как "от чего-либо". Позитивные виды подаются как "к чему-либо". Ярким примером является поведение ребенка в семье. Если он получил наказание от мамы и папы, то его мотивация будет основана на "плохом" факторе "от чего-то". Если он получил похвалу за правильно выполненное задание или хорошее поведение, то его мотивация принимает положительную окраску.

В психологии личности виды мотивации включают в себя внешнее и внутреннее побуждение. В первом случае предполагается, что желание действовать является результатом того или иного события. Во втором случае предполагается, что желание действовать спровоцировано содержанием самой деятельности.

Какое теоретическое обоснование существует?

В психологии личности существует такое понятие, как теории мотивации. Они предназначаются для анализа тех факторов, которые оказывают огромное влияние на мотивацию. В существенной мере "ядро" концентрируется на анализе желаний личности.

Теории мотивации личности позволяют понять, что побуждает индивидуума совершать то или иное действие. К самым популярным концепциям личности следует отнести:

  • иерархию потребностей А.Маслоу;
  • концепцию Альдерфера;
  • концепцию Мак-Клеланда;
  • концепцию Портера-Лаулера;
  • концепцию икса и игрека Макгрегора.

Теории бывают содержательными и процессуальными. Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях личности к совершению того или иного действия. Таким образом раскрывается существующая взаимосвязь между появлением того или иного желания и возможностью сделать его реальностью.

Процессуальные теории направляются на изучение поведения личности в той или иной жизненной ситуации. Основной акцент делается на мотивации всевозможных внешних факторов влияния на индивидуума.

Кроме того, существуют теории работника. Сюда следует включить теории, реально отображающие то, как работник видит свою профессиональную деятельность.

О чем говорил Маслоу?

В теории мотивации потребностей включены следующие предпосылки:

  • У каждой личности периодически возникают те или иные потребности
  • У каждой личности имеются сильно выраженные потребности, объединенные в некие группы.
  • Группы, объединяющие в себе потребности личности, предполагают иерархическое расположение.
  • Если желания индивидуума не удовлетворяются, он вынужден действовать.
  • Когда желание индивидуума исполняется, на его место приходит иная потребность.
  • Чаще всего индивидуум испытывает несколько одновременных пожеланий.
  • Наиболее примитивные желания требуют немедленного удовлетворения.
  • Те потребности, которые находятся на самом верху "пирамиды", предполагают удовлетворение после того, как будут удовлетворены примитивные потребности.
В основе мотивации по Маслоу находятся физиологические потребности. Каждый человек заинтересован в утолении голода. Следующим этапом является потребность безопасности. Человек стремится обезопасить себя и своих близких от возможной угрозы. Следующим этапом является приобретение социального статуса. После этого, согласно концепции Маслоу, человек испытывает потребность в признании. На самом верху "пирамиды" Маслоу находится потребность в реализации заложенных способностей.

О чем говорил Альдерфер?

Согласно теории К.Альдерфера, всего имеется 3 группы человеческих потребностей. К ним следует отнести потребности:

  • существования;
  • связи;
  • роста.

Потребности существования аналогичны физиологическим потребностям по Маслоу. Человек, испытывая физический и душевный голод, имея на руках ту или иную сумму денег, потратит ее на еду.

В группу потребностей связи, согласно концепции К.Альдерфера, следует отнести естественное стремление личности к созданию семьи. Также каждый человек желает иметь друзей и коллег. Некоторые люди даже подсознательно желают иметь врагов, поскольку этот факт мотивирует их к иным свершениям. 

Потребности роста по Альдерферу тоже практически аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу. Почти каждой личности свойственно желание совершенствовать себя и духовно расти.

Все эти группы, согласно Альдерферу, имеют строгую иерархию. Но если Маслоу полагает, что человек не может двигаться вверх, если не удовлетворены его примитивные потребности, то Альдерфер считает иначе. Согласно его концепции, движение может произойти как вверх, так и в обратную сторону. Второй случай имеет место тогда, когда неудовлетворенной остается потребность более высокого уровня. Не имея возможности удовлетворить ее, человек переключает внимание на элементарные потребности. Процесс движения в обратную сторону называется, согласно концепции Альдерфера, процессом фрустрации.

О чем говорил Мак-Клеланд?

По Мак-Клеланду, элементарные желания индивидуума уже выполнены. Поэтому индивидуум сосредотачивается на решении более "духовных" задач. Эти потребности оказывают существенное воздействие на поведение личности. Человек, заинтересованный в том или ином результате, принуждается к приложению неких усилий.

Потребности приобретаются на основе:

  • всевозможных обстоятельств;
  • учебы;
  • житейского опыта.

Существует в психологии и определение желания достижения. Индивид стремится достигать поставленные цели с большей эффективностью, нежели раньше. Если у человека имеется нормальный уровень желания достижений, то индивид стремится поставить себе цель самостоятельно. Индивидуум отдает предпочтение задачам и целям средней сложности. Такой человек наслаждается постановкой цели и ее достижением. Такие люди не боятся ответственных шагов, и поэтому среди них имеется немало руководителей.

Согласно концепции Мак-Клеланда, это желание характеризует не только конкретного индивидуума, но и целые сообщества. В тех обществах, в которых желание достижения находится на высоком уровне, отмечается существенный рост экономики. В сообществах с низкой потребностью достижения экономика обычно находится почти на нуле.

Также Мак-Клеланд уделяет внимание желанию соучастия. Оно заключается в том, что почти каждый человек стремится завести приятельские или дружеские отношения со своим кругом общения. Если желание соучастия находится у человека на высоком уровне, то ему с легкостью можно приписать мнительность. Такой человек стремится быть "хорошим" в глазах окружающих и болезненно реагирует на реальную и мнимую критику.

Важным желанием в психологии, согласно мнению этого исследователя, является желание властвовать. Это приобретенная потребность, развившаяся на основе жизненного опыта. Она заключается в том, что индивидуум стремится осуществлять контроль всех процессов, которые проистекают в его окружении.

Слово Зигмунду Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр З.Фрейд тоже сказал веское слово относительно мотивации личности. Мотивационная теория в психологии, согласно концепции З.Фрейда, предполагает психодинамический подход к изучению поведения личности.

По мнению доктора Фрейда, поведение человека основывается на скрытых желаниях, которые осознаются им далеко не всегда. Нередко неудовлетворенные желания дают о себе знать в сновидениях. В своей книге "О сновидении" Фрейд описывает как примитивные, так и более высокие желания человека.

По мнению Фрейда, движущими силами поведения людей следует считать инстинкты жизни и инстинкты агрессии. Фрейд был основоположником известной психоаналитической теории, в основе которой находится человек и такие его структурные компоненты, как:

  1. "Я" - осознание себя как личности (также определяется как "Эго").
  2. "Сверх-Я" - отвечает за нормы поведения, религиозные и моральные запреты (также определяется как "Суперэго").
  3. "Оно" - всевозможные импульсы и инстинкты человека (также определяется как "Ид").

"Сверх-Я", согласно Фрейду, отвечает на совесть человека. Также человек имеет возможность сформировать собственные идеалы.

Согласно популярным теориям, мотивация необходима для придания деятельности человека некоей целенаправленности. На фоне достижения целей происходит реанимация социального и физического равновесия. Это позволяет человеку чувствовать себя более успешным.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Можно ли кормящим мамам кокос?
Можно ли беременным водить машину?
Вы часто кушаете в кафе?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Рулет из ржаной муки

Другие рецепты

Лента активности