Система работы с одаренными детьми в школе и в детском саду

Система работы с одаренными детьми в школе и в детском саду

Проблемы работы с одаренными детьми в школе одни из самых животрепещущих в современном образовании. Каждый родитель, учитель предметник, классный руководитель стремится обязательно «найти» здесь и сейчас одаренного ученика. Критериями часто становятся отличные отметки, прилежное отношение к учебе и труду, участие в школьных олимпиадах. А ведь одаренность – это свойство психики человека, которое делает возможным получение необыкновенных результатов высочайшего уровня в каких-либо видах деятельности. Значит, в школе возможно лишь создать условия для формирования и развития будущих результатов.

Особенности одаренных детей

Задача номер один для педагогов ДОУ - создать условия для выявления и развития природных данных детей, их способностей, определения уровня перспектив формирования тех или иных способностей. Существует система методов диагностики одаренности детей. Ее разумно использовать еще в детском саду с тем, чтобы подготовить ребенка к школе на соответствующем уровне.

Одаренность на ранних этапах проявляется в опережающем когнитивном развитии, в особой степени психосоциальной чувствительности, в определенных физических характеристиках.

В ходе развития способностей детей можно с определенностью констатировать конкретные виды одаренности: социальную, математическую, художественную, музыкальную, литературную. Работа с талантливыми детьми предполагает применение особых педагогических технологий в ДОУ: индивидуальная программа воспитания, обучения и развития, усиленное внимание психолога, интерактивные методы обучения, использование дистанционных заданий, участие в конференциях, творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Своеобразие познавательного развития

Условно можно представить следующую модель познавательного развития одаренного ребенка:

  • широта восприятия, высокая степень интереса к устройству предмета или структуре явления;
  • способность сопоставлять несколько процессов, анализировать общее и различное;
  • возможность самостоятельно находить альтернативные варианты;
  • высокая степень развития памяти и речи, способность запоминать большие объемы информации;
  • организованность и усидчивость, способность долго заниматься одним делом, не допуская подсказок;
  • готовность воспринимать информацию больше, чем у других.

Психосоциальные и физические характеристики

  • Высокая степень нравственного развития.
  • Требовательность к себе и окружающим.
  • Обостренное восприятие несправедливости.
  • Богатая фантазия, яркое воображение, изобретательность.
  • Чувство юмора, основанное на игре слов, шуточном несоответствии.
  • Эмоционально подвижны и порывисты, трудно удерживают баланс чувств.
  • Низкий порог уязвимости, подвержены страхам. Восприимчивы к различным внешним проявлениям отношения к ним.
  • Часты психологические проблемы взаимоотношений в коллективе (в детском саду, в школе).
У одаренных детей, как правило, высокий энергетический уровень. Они зачастую спят меньше других. Развитие мелкой моторики иногда отстает от интеллектуального развития, следствием чего бывает несамостоятельность. Врачи отмечают характерную нестабильность зрения.

Выявление одаренности в дошкольный период

Диагностика выявления детей с высоким уровнем способностей в детском саду основана на наблюдении. Педагог обращает внимание на проявление ярких способностей ребенка, проводит анкетирование родителей, использует методики определения общей детской одаренности. Действия педагога должны быть согласованы с родителями, администрацией, предполагать активное участие психолога. Составление индивидуального плана работы с ребенком высоких способностей требует комплексного подхода к развитию маленькой личности, бережного отношения к открывающимся способностям и возможностям.

С целью преемственности в образовании и развитии детей в системе ДОУ рекомендовано вести индивидуальную карту способного ребенка, которую затем родители предъявят в школе. Это позволит учителю начальных классов и психологу эффективно продолжить индивидуальную работу, быстрее оценить проблемы психологического характера.

На начальных этапах работы с одаренными детьми не рекомендовано активное использование дистанционных технологий. Ребенок требует личного общения и контакта. Для него принципиально важна психологическая атмосфера комфорта, доверия, эмоционального интереса.

Образовательная система работы с одаренными детьми

Среди множества технологий работы с одаренными детьми в ДОУ наиболее эффективно зарекомендовала себя система проблемного обучения. Для педагога важно смоделировать проблемную или исследовательскую ситуацию. Условия решения ее – это применение различных мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др. Это способствует развитию самостоятельности учащихся, стимулирует интеллектуальную активность.

Среди современных образовательных технологий в ДОУ пользуется популярностью метод проектирования. Такая модель обучения предполагает активное участие ребенка во всех этапах обучения: от определения проблемы, цели изучения и поиска, сбора и анализа вспомогательной информации, до установления возможных путей решения и выбора оптимального варианта.

Среди успешных технологий, апробированных в ДОУ, для педагога, работающего с одаренными детьми, рекомендуются следующие:

  • набор игровых технологий;
  • система коммуникативно-информационных технологий;
  • система проектно-исследовательских технологий;
  • модель проблемно-развивающего обучения;
  • система нестандартных творческих заданий.

Внеурочная работа с ребенком

Система образования в ДОУ располагает инструментарием внеурочной работы с одаренными детьми. Для индивидуального развития способностей учащихся, эффективного познавательного процесса у педагога есть выбор по комбинированию различных систем работы:

  • факультативы;
  • набор дистанционных технологий;
  • организация и проведение предметных недель;
  • творческие внеклассные мероприятия;
  • участие в школьных олимпиадах разных этапов и предметных конкурсах.

Факультативные формы работы с одаренными детьми привлекательны малой учебной группой, что делает эффективным применение дифференцированных заданий. В таких условиях продуктивно проводить эксперименты, исследования, работать с научной литературой и т.п. В школе факультативы расширяют урочное поле обучения, создают условия творческой свободы и научного углубления.

Использование дистанционных технологий в учебном процессе ДОУ весьма продуктивно для развития познавательных навыков. Для дистанционных условий характерна максимально самостоятельная система решения учебной проблемы. Психологические условия таковы, что учащийся должен самостоятельно организовать поиск базовой информации, ее анализ и систематизацию, возможные пути решения проблемы. В дистанционных условиях учитель лишь направляет и корректирует промежуточные результаты. Такую систему можно сравнить с методом «интеллектуальных маячков», организующих работу учащегося. Система дистанционных технологий расширила возможности сотрудничества в рамках педагог – учащийся – научный руководитель профильной отрасли, что положительно влияет на решение проблемы сотрудничества и преемственности.

Для развития детей с яркими способностями должны быть созданы благоприятные условия в ДОУ и дома. Тесный контакт и сотрудничество учителя, психолога и семьи обеспечит комплексный подход к воспитанию ребенка. Применение педагогических технологий и методик даст результат только на фоне гармоничного мироощущения учащегося, осознания им всеобщей поддержки и взаимопомощи.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Можно ли беременным водить машину?
можно ли бананы беременным?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Суп-пюре овощной

Другие рецепты

Лента активности