Как развивать творческие способности у детей?

Как развивать творческие способности у детей?

Творческая деятельность универсальное понятие современности. Осталось в прошлом представление о творчестве как проявлении себя в каком-либо виде искусства. Сегодня творческого (или креативного) подхода требует любая деятельность человека: от кулинарии до строительства. Однако развить творческие способности невозможно за короткий срок. Поэтому так актуально развитие креативности у детей младшего школьного возраста.

Творческие способности

        Родители пытаются разглядеть способности своего малыша чуть ли не с первых месяцев рождения. Им кажется, что их чадо быстрее других осваивает новые навыки, раньше других сел и пошел, заговорил, запел, лучше запоминает и танцует. Так что же такое «способности»?

  • возможность осуществлять какую-то деятельность;
  • состояние, дающее возможность действовать;
  • индивидуальные особенности личности, обусловливающие предрасположенность к деятельности какого-либо рода.
         Творчество - это способность придумывать и созидать что-то принципиально новое, это готовность к изменениям и эксперименту, потребность в поиске путей совершенствования, гибкое мировоззрение. Результат такой новаторской деятельности тоже называют творчеством.

творческий ребенок

Развитие креативности

         Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста начинается с первых лет жизни и является фундаментальным для успешного будущего ребенка. В 5-6 лет малыш может проявлять комплекс разных качеств, которые свидетельствуют о его творческом потенциале:

  • способность нестандартно воспринимать предмет или слово;
  • умение выдать несколько оригинальных идей в малый временной промежуток;
  • легко выстраивать цепочки ассоциаций;
  • умение гибко использовать одну идею для решения разных ситуаций;
  • отказ от предложенный вариантов в пользу собственного;
  • образно воспринимать окружающий мир.

Диагностика степени развития творческих способностей дошкольников проводится разными методами. Одним из наиболее распространенных является анализ детской изобразительной деятельности. Он позволяет сделать вывод об уровне креативных задатков ребенка через умение соответственно изобразить предмет в окружающем пространстве, через способность максимально полно изобразить предмет, через экспрессивность изобразительной манеры, через способность передавать задуманное в полной мере. Такой анализ помогает систематизировать информацию: что у детей получается легко и свободно, чему стоит уделить больше внимания, какие навыки и способности требуют углубленного формирования и развития.

Этапы формирования творческих способностей

         Корни взрослой творческой деятельности формируются еще на первом году жизни ребенка. Это система физического развития малыша:

  • закаливание;
  • массажи;
  • гимнастика;
  • физическая деятельность, все более активизирующаяся с каждым месяцем.
Родителям необходимо действовать на опережение: стимулировать интерес малыша к развивающим играм, петь песенки, проговаривать потешки и детские стихотворения, читать книжки, рассказывать сказки уже с первых месяцев. Тогда у ребенка формируется естественный интерес и потребность в таком творческом окружении и развитии.

         На втором году жизни у малыша могут появиться кубики с изображением букв и цифр. Взрослые во время игры просто называют эти буквы и цифры, не заставляя постоянно повторять за собой ребенка. Через какое-то время малыш сам начнет правильно называть изображения.

         Не спешите решать возникающие у крохи проблемы, элементарное затруднение у ребенка стимулирует творческое развитие: пусть малыш сам придумает, как достать игрушку, как что-то открутить, как чем-то воспользоваться. Даже неудачные детские попытки полезны для развития инициативы и самостоятельности.

         Создавайте возможность выбора для ребенка. Это учит его принимать решения и продемонстрирует вам его приоритеты. Обращайте внимание, какая деятельность увлекает малыша, чем он занимается с удовольствием, что доставляет ему радость. Однако не допускайте вседозволенности. Взрослые должны быть организаторами, кураторами, направляющими лидерами в деятельности ребенка.

         Не забывайте о важности доброжелательной атмосферы любви и поддержки. Это верный залог успеха в творческом развитии. Будьте терпеливы и настойчивы. Учите не бояться ошибок и неудач, а учиться на этом опыте.

Изобразительные способности

         Уделять внимание изобразительной деятельности ребенка можно с 1,5-2 лет. Для первых «рисунков» не нужны ни карандаши, ни краски, ни фломастеры, ни бумага. Покажите малышу, как оставить отпечатки ладошек на запотевшем стекле, как эти отпечатки превращаются в птичку и цветок. Чертите палочкой на песке, рисуйте мелом на асфальте.

         Затем переходите к «пальчиковой» изобразительной технологии. Обмакивайте детский пальчик в краску и учите рисовать дождь и снег, полоски, орнамент, кружочки. Дети знакомятся с материалами, их свойствами, учатся образно мыслить. Постепенно к изобразительной деятельности присоединятся:

  • лепка из глины и пластилина;
  • выкладывание мозаики;
  • аппликации;
  • различные технологии, объединяющие рисование, графику, плетение бисером, оригами и т.п.

Предоставьте ребенку проявления возможность изобразительной фантазии с большими яркими пуговицами, старыми бусинами, кусочками кружев, ткани и меха.

Такая деятельность развивает не только образное творческое мышление, но мелкую моторику, способствует формированию усидчивости, внимания, целеустремленности.

Развитие музыкальных способностей

         Музыка должна окружать ребенка уже в первый год жизни:

  • колыбельные;
  • потешки;
  • детские частушки;
  • детские песенки.

Музыка часто помогает успокоить перевозбужденного малыша, настроить на нужный лад, создать определенное настроение.

         Чем взрослее становится ребенок, тем больший интерес он проявляет к музыке и музыкальным инструментам. Элементарное простукивание заданного ритма, повтор услышанной мелодии, первые попытки извлечь звуки на духовых и клавишных игрушечных инструментах развивают интерес и стимулируют музицирование. Помогите осознать ребенку возможность выразить чувства в музыке. Включайте музыку во время изобразительной деятельности. Слушайте музыку, рассматривая дождь или снег за окном. Пусть музыка звучит в минуты радостного настроения или кратковременной печали.

         Знакомьте детей с музыкальными инструментами, их звучанием и возможностями. Посещая детские спектакли в театре или филармонии, обращайте внимание на оркестр, на разные инструменты, на веселую и тревожную музыку. Подскажите, как музицирование дополняет сказку или представление. Даже в цирке музыка – неотъемлемая часть всего действа. Возможно, к 7 годам ваш ребенок сам выберет тот инструмент, на котором он будет с удовольствием играть.

         Музицирование активно проявляется в пении. Малыш сначала подпевает и повторяет услышанные песни и мелодии. Затем он импровизирует и сочиняет свои мелодии, выражая настроение и чувства. В детских садах музицирование помогает создать непринужденную обстановку, в которой каждый преодолеет свою скованность и сможет реализовать себя.

Развиваем актерские способности

         Занятия в детских театральных студиях всегда благотворно влияют на развитие творческих способностей ребят (и малышей, и подростков). Различные педагогические технологии дают возможность комплексно развивать детей. Сочетание речевой деятельности с пластикой движения, умения выражать чувства и управлять ими, возможность импровизации и личной интерпретации превращают театральную студию в школу творчества. Здесь дети и поют, и танцуют, и декламируют, и занимаются изобразительной деятельностью, есть даже элементарное музицирование. Из театральных студий мы получим в будущем креативных подростков, готовых реализовывать свои способности в юношеской деятельности.

         Заботиться о развитии творческого потенциала ребенка нужно с его рождения. Это непростой и постоянный труд для родителей, но результат того стоит, ведь вы формируете самодостаточную и креативную личность, которая будет иметь потенциал добиваться в жизни самых заветных целей.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Шоколадные оладьи

Другие рецепты

Лента активности