Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

Человек с ограниченными возможностями ежедневно ощущает трудности. Это является результатом не только его ограниченных возможностей, но и особенностей психического развития. Дети с нарушением зрения с детства отличаются от своих сверстников и требуют особого подхода, как в общении, так и в обучении. Для этого родители должны понимать необходимость и своевременность лечения и обучения.

Классификация

   Прежде, нежели рассмотреть особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения, необходимо разобраться в классификации.

Так, развитие будет отличаться в том случае, если:

  • дети появились на свет слепыми;
  • дети, ослепли со временем. Дети данной группы видели внешний мир и им намного легче ориентироваться в нем.

   Классификация для детей с нарушением зрения разделяет их еще на 2 группы:

  • Дети с функциональными нарушениями, которые при правильном и своевременном лечении смогут видеть. К числу функциональных нарушений можно отнести катаракту, косоглазие, миопатию.
  • Дети с органическими нарушениями, которые произошли в одном или нескольких отделах системы зрения.

   Классификация зрения разделена на 3 группы в зависимости от его остроты:

  • Дети с косоглазием, при котором острота зрения не превышает 0,3.
  • Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.
  • Слепые дети, у которых острота зрения находится в пределах 0,01 – 0,04.

Психическое развитие

   С малых лет дети с нарушениями зрения сталкиваются с трудностями при выполнении элементарных вещей. На фоне этого у них происходит изменение психического развития. Так, общаясь со сверстниками, у которых нет проблем со зрением, ребенок чувствует себя неуверенно, так как ощущает сложности в игре, общении. Такая неуверенность может способствовать тому, что ребенок рано или поздно замкнется в себе.

   Взрослея, ребенок будет ощущать большую неуверенность, причиной которой может стать плохая координация движений, ориентация в пространстве. Ребенок начнет чувствовать себя обделенным, что приведет к обострению его психического состояния. Ребенок, ощущающий непонимание со стороны окружающих, замыкается в себе и не хочет никого пускать в свой мир. Нередко в результате усугубления психического развития ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Агрессия – это своего рода защитная реакция.

   К тому же, особенности психического развития ребенка с нарушением зрения заключаются в его излишней эмоциональности, ребенок становится нервным, раздражительным, все время пребывает в стрессе. Если не оказать должного внимания такому ребенку, то особенности психического развития, в частности, пребывание в постоянном напряжении, могут негативно сказаться на коре головного мозга. В данном случае возможны сбои в балансе процессов возбуждения и торможения.

Физическое развитие

   Особенности физического развития детей с нарушение зрения, так же как и психического, имеют некоторые отличия, которые выделяют этих детей среди остальных. Особенностями физического развития детей, имеющих проблемы со зрением, являются:

  • Ребенок отличается от своих сверстников меньшей подвижностью, при этом его движения неловкие, ввиду того что у него присутствуют проблемы с координацией.
  • Упражнения выполняются медленнее, нежели обычными детьми, при этом страдает ловкость их выполнения.
  • Движения могут быть неточными, неритмичными.
  • Из-за измененного физического развития ребенку сложно ориентироваться в пространстве.
  • Дети, имеющие проблемное зрение, плохо держат равновесие.

   Ребенку, с детства столкнувшемуся с проблемами зрения и ощутившему отличия своего физического развития, необходимо подобрать правильную программу обучения.

Программа, направленная на особенности физического развития, должна базироваться на следующих принципах:

  • Для улучшения физического развития ребенка нужно уделить должное внимание его здоровью и нервной системе.
  • С каждым днем необходимо совершенствовать возможности детского организма.
  • Прикладывать максимум усилий для того, чтобы в полной мере достичь нормального физического развития.
  • Несмотря на особенности физического развития ребенка, ему необходимо прививать интерес к различным видам деятельности. Ребенок не должен ощущать страх при выполнении элементарных вещей.
  • Ребенка нужно воспитывать личностью.

    Если ребенку с нарушением зрения вовремя уделить внимание и заняться его развитием, то от особенностей его прежнего физического развития можно будет избавиться.

Лечебно-восстанавливающие методы

  Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения разнится от характеристик ребенка, у которого данных проблем не обнаружено. Дети с проблемным зрением должны как можно чаще посещать учреждения, где с ними будут заниматься педагоги, логопеды, дефектологи. На занятиях с ребенком должна проводиться лечебно-восстанавливающая и коррекционно-воспитательная работа.

Учитывая особенности психического и физического развития, для детей с нарушением зрения должны быть использованы следующие лечебно-восстанавливающие методы:

  • Зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз часто используется в качестве лечебно-восстанавливающего метода в работе с детьми, имеющими плохое зрение. Этот метод нравится детям, ведь при его проведении им удается развлечься и оказать должное внимание своей проблеме. Зрительная гимнастика позволяет снять напряжение с глаз, положительно воздействует на эмоциональное состояние ребенка и расслабляет зрительную систему.

Зрительная гимнастика представлена в виде игры, в которой используются различные плакаты, схемы. Основной целью гимнастики для глаз является сосредоточение внимания и слежение ребенка за линиями, которые могут иметь разное направление и форму, от прямой до зигзагообразной.

Учитывая возраст ребенка, зрительная гимнастика предполагает использование тех или иных плакатов, размещенных на стене либо на определенном расстоянии от глаз малыша. Примером такой гимнастики является упражнение «волшебный лабиринт». Суть его заключается в том, что на плакате изображено 4 животных: 2 из них соединены кривой линией одного цвета, а два – линией другого цвета. Линии кривые и пересекающиеся. Ребенку необходимо воспроизвести обе линии от начала до конца. В гимнастике может использоваться указка, лазер, а со временем ребенок сможет обходиться и без всего этого, следя исключительно глазами.

  • Дидактические игры можно отнести к нетрадиционным лечебно-восстанавливающим методам. Дидактические игры дают хороший результат, а детям интересно в них играть, ведь материалом для проведения являются подручные средства, например, пластмассовые пробки, прищепки, крупы.

Игры с пробками позволяют развивать у детей с нарушением зрения мелкую моторику рук и усидчивость, восприятие цветов и умение их группировать. Такие дидактические игры формируют воображение ребенка, помогают снять напряжение, улучшить эмоциональное состояние.

Игры с крышками могут заключаться в отборе их по цвету, нанизыванию определенного цвета на проволоку, составление аппликаций.

Дидактические игры с прищепками преследуют цель развития мелкой моторики рук у ребенка с нарушением зрения. Играть дети могут как группами, так и по одному. Используя прищепки для игр, в дальнейшем дети могут быстрее привыкнуть к письму, ведь развитая моторика рук позволит быстрее овладеть карандашом, ручкой.

Игры могут заключаться в том, чтобы надевать прищепки определенных цветов на соответствующие их цветовой гамме стороны коробки. С прищепками можно заниматься творчеством и дополнять ими свои аппликации, например, сделать из них плавники и хвост рыбке или же лучи солнцу. Игры довольно занимательные, поэтому ребенок с радостью будет в них играть и в то же время тренировать, улучшать свои зрительные возможности.

Для развития мелкой моторики рук, воображения, усидчивости для детей, имеющих проблемы со зрением, довольно часто используются крупы. Они являются доступным материалом, но игры с ним должны проводиться под присмотром взрослых.

Игры с крупами могут быть интересными и занимательными. Например, детям можно предложить на скорость выбрать из смеси круп определенный ее вид. Или же определить, какая геометрическая форма у предмета, спрятанного на дне емкости с крупами.

Для игр могут быть выбраны сыпучие крупы, которые можно интересно и с пользой обыграть. Например, занимательной окажется игра, особенности которой заключаются в том, дабы рассмотреть картинку, спрятанную на дне емкости под небольшим слоем сыпучей крупы. Очищая место на картинке, ребенок будет задействовать свое воображение для определения изображенного рисунка.

На поверхности, устеленной крупой, можно рисовать с помощью рук или подручных средств. Рисунок может быть изображен по желанию ребенка и запрошен человеком, проводящим занятие. Полезным будет предоставить ребенку возможность соединить несколько рисунков линиями.

   Методы восстановления зрения, которые проводятся в форме игры, легче воспринимаются детьми и дают хороший результат. От выбора правильного метода и его проведения зависит состояние зрения ребенка в будущем.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

девчонки как думаете кто тут )))
отеки стоп

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Пасхальные куличики

Другие рецепты

Лента активности