Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Эмоции и чувства неотъемлемая часть каждого человека, даже самого маленького. Их развитие для ребенка играет важную роль, поскольку именно через них он показывает свои потребности, переживания. С самого раннего развития и до последних лет эмоциональная сфера ребенка постоянно развивается и изменяется.

Характеристика

Эмоционально-волевая сфера дошкольника выражается разнообразными эмоциями и чувствами. Именно они представляют собой ни что иное, как восприятие и отражение реальных событий в виде разнообразных переживаний. Таким образом, эмоциями и чувствами у ребенка проявляются его потребности, а также степень их удовлетворения.

В свою очередь, как во время раннего развития, так и во взрослом возрасте, чувства являются более постоянными и устойчивыми. Эмоции, соответственно, являются следствием какой-либо ситуации или происшествия.

Чувства состоят из различных форм и очертаний переживаний. У ребенка раннего возраста они могут выражаться в эмоциях, аффектах, смене настроения, стрессах и т.д. И именно это в совокупности образует эмоциональную сферу дошкольника.

Во время раннего развития, в частности в дошкольном возрасте, у ребенка возрастает устойчивость и постоянство чувств. Вместе с этим у малыша появляются способности контролировать свои эмоции и реакции.

эмоции дошкольника

Методы изучения чувств и эмоций

С самого раннего возраста малыш проявляет свои эмоции исключительно двигательно. Например, если он удовлетворен, на лице сияет улыбка. Если же наоборот, то он будет хмуриться. Пока малыш не может членораздельно говорить, достаточно тяжело понять и изучить его эмоциональную сферу. Диагностика в таком случае может проводиться только через познавательные процессы и поведение личности ребенка.

Есть также нормативные показатели, методики и их особенности, которые напрямую зависят от возраста. В зависимости от того, сколько малышу лет, норма уровня раннего развития ребенка заключается в следующем:

  • От полугода до 7 месяцев – малыш в основном интересуется игрушками, тянется к ним и улыбается, хорошо реагирует на лицо мамы.
  • 8-10 месяцев – ребенка начнут интересовать дети его же возраста, также он узнает близких людей, при этом основными эмоциями являются улыбка (радость) и гримасы (как вар-т: страх, недовольство).
  • От одного года малыши начинают различать, что им нравится из игрушек, а что нет. Более того, они начинают воспринимать понятия «можно» и «нельзя». Начинают произносить первые слова. В этом периоде есть свои особенности. Например, очень выражена манера сопереживания. Малыш, глядя на окружающих, заражается их эмоциями. Так происходит формирование сопереживания. Помимо этого, особенности этого возраста не заканчиваются. Появляется чувство стыда, которое возникает, если ребенка порицает взрослый.
  • В 1,5-2 годика у ребенка происходит ранее развитие и формирование симпатии, а также антипатии как к отдельным личностям, так и к отдельным предметам. Происходит развитие интеллектуальных чувств (например, любознательности).
  • В два – три годика у ребенка происходит развитие общественных чувств. В первую очередь к этому подталкивают коллективные игры для детей. Помимо этого, происходит дальнейшее развитие эстетических и интеллектуальных проявлений. Различные явления природы представляют для детей отдельный интерес.
  • В 3,5-4 годика для детей очень важны чувства взрослых, их одобрение и сочувствие. Игры и далее занимают достаточно много времени в жизни ребенка, однако также появляется осознание сказок. Особенности этого возраста заключаются в том, что для детей важно оказать помощь персонажу сказок, который оказался в беде (либо взрослому).
  • В 4-5 годиков для детей открывается понимание шуток и комических ситуаций. Особенности возраста заключаются в появлении привязанности к сверстникам, а также формировании возможности сдерживания эмоций.
  • От 5 до 6 лет у детей проявляются их личные особенности: они по-разному реагируют на те или другие ситуации. В частности каждый из малышей по-разному относится к приближающемуся времени, когда нужно идти в школу.

Это лишь основные моменты раннего развития детей дошкольного возраста. Неплохо раскрыта данная тема в литературе педагогов. Популярна Кряжева Н.Л., которая раскрывает вопросы эмоционального мира ребенка:

  • структура личности малыша;
  • особенности раннего развития;
  • адаптация малыша в детском саду;
  • детские кризисы и их преодоление;
  • значение детских фантазий и многое другое.

Однако Кряжева не единственная, кто достаточно понятно повествует и помогает с различными методиками в понимании эмоционального мира ребенка.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика - достаточно не новое явление, которое позволяет при использовании той или иной методики определить степень раннего развития у детей эмоциональной стороны личности. Большую популярность получили прожективные тесты, в частности тест тревожности Амена.

Суть данного способа (вар-т прожективного теста) состоит в следующем: для детей готовят десяток картинок, на которых будет представлен (нарисован) их сверстник. При этом стоит помнить о том, что если тест проводится с девочкой, то на картинке должны быть девочки, и наоборот.

На картинках представлены ситуации, которые представляют события, происходящие в школе, дома. При этом в каждой ситуации у малыша на картинке лицо представлено в контурных линиях. Испытуемому необходимо ответить, какое выражение лица на картинке веселое, злое, грустное. На основании этого теста можно определить, есть ли тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Не менее популярны и экспериментальные методы. Например, методика «Подмена героя» (или любой ее вар-т). Для теста подходят дети различного возраста: как раннего, так и более старшего (от дошкольников до средних классов). Ребятам предлагается выбрать наиболее комичные картинки и героев из нескольких вариантов. Однако варианты между собой связаны тем, что используются одинаковые герои. Таким образом, если пересмотреть некоторые картинки, у малышей складывается уже какое-то впечатление о героях, изображенных на иллюстрациях. Как показывает статистика, для детей дошкольного возраста наиболее симпатичны различные животные, а для среднего школьного возраста – герои сказок, ровесники, животные.

Помимо этого есть множество рисовальных методик, которые позволяют оценить последовательность рисования, характер отображения некоторых деталей – фигур, людей, животных, цветовые решения и многое другое.

Игры в процессе формирования эмоционального мира ребенка

Дошкольный возраст – это особое время, когда ребенок получает общие способности, необходимые для его нормального функционирования и проживания в обществе.

Многие проблемы современности связаны с тем, что дети стали не такими восприимчивыми и отзывчивыми к чувствам других членов общества. Это связано с тем, что они стали менее способными к пониманию чувств других личностей. Еще одной проблемой является то, что современные дошкольники даже не умеют играть. А ведь через игры раньше дети воспринимали необходимые знания и учились вести себя в той или другой ситуации.

Игры должны присутствовать в жизни малыша. Есть огромный список таких упражнений в игровой форме, которые помогут развить в ребенке эмоциональный мир.

Я радуюсь, когда/если

Суть игры в следующем: взрослый называет имя одного из детей, после чего кидает ему мячик и просит рассказать, при каких ситуациях он радуется.    Ребенок ловит мячик и рассказывает, при каких обстоятельствах он рад. Далее он называет имя другого сверстника и бросает ему мячик.

Игры для улыбки

Один из вариантов делается при помощи зеркала. Учитель отдает ребенку зеркало. Малыш должен принять его, посмотреть на отражение, сказать: «Привет, это я!» и улыбнуться. При этом необходимо наблюдать за улыбкой. Если она настоящая, то особенностей у малыша нет. Если же только подобие, на этого малыша следует обратить внимание.

В некоторых случаях, малыш не сразу может обратиться к самому себе. Однако настаивать не следует. Возможно, со следующего раза он сможет выполнить такие игры. Такое поведение может быть связано с недостатком внимания со стороны взрослых.

Помимо улыбки можно также попробовать изобразить другие моменты – грусть, страх, удивление и т.д. Если малыши затрудняются с выражением того или другого варианта, можно показать перед выбором картинки ее изображение. Ребята должны отметить, как расположены брови, выражение глаз, уголков рта.

Игры На полянке

Данное упражнение характеризуется как фантазией, так и возможностью выразить свои чувства. Для игры необходимо, чтобы педагог попросил ребят закрыть глаза, представить, что они находятся на лесной полянке, где тихо, солнечно. Они должны быть расслаблены и представить, что вокруг них огромное количество разнообразных цветов. Этот вариант игры предполагает изучение радости в зависимости от цвета. Малыши должны закрыть глаза, представить картину, а потом ответить, цветок какого цвета вызывает у них чувство радости.

Помимо перечисленных, если еще огромное количество игровых методик, которые помогут определить, необходима ли дополнительная работа с малышом или нет.

Эмоциональная сфера – серьезный момент в развитии ребенка. В дошкольный период нужно обращать внимание на то, как ребенок общается со сверстниками, а также выражает свои чувства. Для диагностики существует множество игр, упражнений и методик диагностики, которые помогут ответить на интересующие вопросы.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Интернет
боюсь оставлять дочь
Зачем беременным фолиевая кислота?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Фаршированные огурцы

Другие рецепты

Лента активности