Ребенок 2 года: развитие и психология

Ребенок 2 года: развитие и психология

Развитие ребенка в 2 года, по сравнению с первым годом жизни, незначительно замедляется, но все равно остается на высоком уровне. Это очень важный возраст не только для малыша, но и для его родителей. В этот период наблюдаются высокие темпы развития не только физического, но и нервно-психического, эмоционального. Повышается уровень развития координации движений, речи и мелкой моторики детей.

Ребенок становится более общительным и эмоциональным, появляется способность радоваться, огорчатся и сопереживать. Малыша очень увлекают игры, короткие сказки, стишки, книги с иллюстрациями. Именно в это время ребенок начинает познавать себя и окружающий мир осознанно. Существует мнение, что навыки и опыт, приобретенные именно в период с до лет, оказывают основное влияние на становление личности и характера человека.

Физическое развитие

Отечественные педиатры дают такие рамки физического развития:

  • вес мальчиков: 11-14,5 кг;
  • вес девочек: 10,8-14,0 кг;
  • рост мальчиков: 83,5-93,0 см;
  • рост девочек: 84,0-90,4 см.

Дети двух лет очень подвижны: они любят бегать, прыгать, их не страшат никакие препятствия или синяки и ссадины. Малыш с легкостью преодолевает невысокую преграду (около 15 см), перешагивая ее, и ходит по ступенькам вверх-вниз. У детей в этом возрасте достаточно силы и умения для того, чтобы одеваться без посторонней помощи, самостоятельно кушать ложкой, залезть на возвышение и спрыгнуть вниз. Такое проявление самостоятельности нужно всячески поощрять, ведь именно так в ребенке появляются уверенность в себе и в своих силах.

развитие ребенка 2 лет

Психомоторика

Ребенок двух лет учится точному, целенаправленному выполнению движений и методом проб и ошибок познает возможности своего тела. Это период активного изучения окружающего мира и освоения все новых и новых видов деятельности. В двухлетнем возрасте ребенок делает огромный скачок в моторном и речевом развитии, который повлияет на его дальнейшие способности к обучению, интеллектуальному и физическому труду. Грамотный родитель не должен упустить этот момент, ведь именно сейчас малыш нуждается в особом внимании.

Оценка психомоторного развития детей осуществляется по таким критериям:

  1. Моторика – целенаправленная манипулятивная деятельность ребенка.
  2. Сенсорные реакции – формирование соответствующих реакций на свет, звук, прикосновения, боль.
  3. Речевое развитие – это, собственно, способность разговаривать и понимание речи. Имеет зависимость от мелкой моторики.
  4. Психическое развитие – положительные и отрицательные эмоции, становление социального возраста.
  5. Навыки – это то, как ребенок решает возникающие перед ним стереотипные задачи.

Крупная и мелкая моторика

Роль крупной моторики заключается в перемещении тела и его частей (бег, ходьба).

Так что должен уметь ребенок двух лет?

  • бегать;
  • прыгать (на одной и двух ногах, вертикально вверх и через препятствия до 15 см);
  • ходить по лестнице, поочередно переставляя ноги;
  • ходить задом и боком;
  • бить мяч ногой и подбрасывать его руками;
  • сохранять равновесие, стоя на одной ноге.

Задачей мелкой моторики являются точные и координированные движения рук, а точнее – кистей. Выполняются они под контролем зрения, с помощью которого и корректируются. Ребёнок двух лет должен уметь:

  • рисовать линии;
  • осторожно листать страницы книги;
  • строить башенку из крупных кубиков.

Роль мелкой моторики очень важна в развитии ребенка. Ученые установили, что речевой центр головного мозга находится в непосредственной близости к зоне, отвечающей за движения кистей рук. Это объясняет то, что стимуляция мелкой моторики приводит к развитию речи у малыша. Для этой цели можно использовать пластилин для детей, пазлы, конструкторы, пальчиковые краски. Также можно массировать кисти и выполнять специальные упражнения.

Сенсорные реакции

Ребенок 2 лет способен различать несколько (4-6) основных цветов, может называть их, подбирать или показывать. Он должен уметь ориентироваться в формах (круглая, квадратная), различать вес (легкая, тяжелая), температуру (холодное, теплое) и консистенцию (мягкое, твердое).

По примеру может складывать геометрические фигуры, должен уметь называть их самостоятельно. В этом возрасте малыш может собрать пирамидку из колец, нанизывая их на стержень. Сначала он будет это делать не по порядку, но если Вы ему покажете, то он быстро научится делать это правильно. Рассматривает книги, знает названия животных и растений, изображенных в них, может по памяти декларировать стишки на определенных страницах. Сенсорные тактильные игры стимулируют развитие мелкой моторики.

Речь

  • Понимание речи. Малыш 2 лет должен уметь воспринимать и понимать короткие рассказы с простым сюжетом и знакомыми событиями, которым ребенок был свидетелем (вчерашняя прогулка, кто сегодня приходил в гости и прочее), отвечать на вопросы о них. Выполняет чужие поручения (дай, возьми). Знает строение тела и указывает на нужные детали при просьбе (язык, нос, глазик). Родителям важно помнить, что изучение речи происходит по их примеру. Для ее развития нужно разговаривать с ребенком, читать вслух книги. Из этого следует вывод: ни в коем случае нельзя допускать коверканья речи (сюсюкать, шепелявить и прочее), ведь малыш может запомнить слова именно такими. Как следствие – неразборчивость речи, отсутствие определенных букв в словах и проблемы в общении с остальными людьми. При формировании речи у детей нужно проявлять терпение и аккуратность.
  • Активная речь. Речь малыша усложняется (до 200-300 слов в лексике) – он должен уметь говорить более сложными предложениями, использовать подчиненные предложения. Рассказывает стишки по памяти, задает вопросы, рассказывает истории о разных событиях, называет предметы на картинке. Облегченные слова («ба», вместо бабушка, например) постепенно забываются. Речь очень зависит от развития мелкой моторики, поэтому не стоит забывать о лепке и рисовании.

Психика

Ребенок 2 лет очень эмоциональный, активный и деятельный. Свои эмоции выражает с помощью как речи, так и воплей. У детей в этом возрасте имеется склонность к упрямству и самостоятельности. Часто пытаются подражать взрослым (изображают водителя, «читают» книги) и очень любят привлекать внимание. Малыш может сторониться посторонних людей, прятаться от них. У детей проблемы с концентрацией внимания: их невозможно занять чем-то на длительный срок. С охотой смотрят мультфильмы, разглядывают книги, комментируют увиденное.

Навыки

В возрасте 2 лет ребенок изо всех сил пытается скопировать навыки взрослого человека. Малыш кушает самостоятельно и старается это делать аккуратно. При одевании хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Умываясь, протирает лицо и руки. При просьбе взрослого складывает свои игрушки, одежду, книги по местам и под настроение убирает игровое место. Если взрослый попытается воспротивиться такой «самостоятельности», это может вызвать шквал негативных эмоций и привести к конфликту. Это вполне естественно, ведь таким образом малыш защищает свои интересы. Ребенок в этом возрасте уже демонстрирует свой характер, и к этому нужно относиться с уважением.

Книги для развития

Чтобы совершенствовать развитие малыша, можно воспользоваться некоторыми методическими изданиями:

  • Грамотейка (есть для разных возрастов);
  • Ожившие буквы;
  • Послушный карандаш.

Из сказок отлично подойдут «Рукавичка» и «Теремок», благодаря которым ребенок не только знакомится с животным миром, но и учится воспринимать ролевые действия.

Существует много книг, в которых представлены тексты для дошкольников разного возраста. Обнаружить их можно в любом книжном магазине. Выбирайте на свой вкус и занимайтесь с ребенком!


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Почему ребенок часто моргает?
Почему беременным нельзя поднимать тяжести?
почему ребенок часто икает?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

рис с грибами

Другие рецепты

Лента активности