Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика родилась еще в начале 20 века. Ее основатель Рудольф Штайнер мечтал сделать из системы экологичную систему обучения, которая будет затрагивать не только интеллект, но и прежде всего творческое, душевное и духовное начало в человеке. И хотя сегодня вальфорфская методика признана во всем мире, в ней по-прежнему обнаруживают плюсы и минусы, утверждая, что она не приемлема полностью в современном мире. В чем же заключается система обучения Штайнера?

Биография создателя и идеи

Прежде чем затрагивать систему обучения, следует вспомнить о жизни ее создателя. Тогда будет понятно, на какой основе создавалась идея.

Рудольф Штайнер родился в семье железнодорожника в Австро-Венгрии. Он с отличием окончил школу, поступил в училище, а по окончании его стал преподавателем.

Свою педагогическую практику он начал в семье коммерсанта, где учил четырех детей, один из которых мальчик – был болен гидроцефалией. Этот факт стал решающим для Штайнера. Он воспринял это как дар судьбы и возможность испробовать собственные идеи и способы обучения.

Через некоторое время больной мальчик обогнал по знаниям своих сверстников, а впоследствии поступил в университет и стал врачом. Как удалось 24-летнему педагогу добиться таких успехов?

Идея Штайнера заключалась в том, что в детстве не должно быть никаких оценок. Ребенок должен учиться всей своей жизнью и получать от этого удовольствие. Большую роль в обучении по Штайнеру играют рукоделие, ремесла, художественно-эстетическое воспитание.

Постепенно из оформившихся идей родилась система обучения. Впервые массово она была применена в школе для рабочих, которую финансировала фирма «Вальдорф-Астория». Отсюда и пошло название системы.

Постепенно школа стала столь популярна, что в нее стали определять и детей богатых людей. Так отличия между рабочими и миллионерами стирались в стенах школы, рождалось совместное творчество.

Сегодня Штайнер известен как философ, антропософ, автор 350 томов. Вальдорфская педагогика популярна на Западе, где существуют целые объединения таких школ.

Вальдорфская школа

В России эта система пока не развита столь широко, однако интерес к ней не ослабевает. У системы есть и противники, и союзники. В чем же заключаются ее плюсы и минусы?

Принципы педагогики

Вальдорфская педагогика строится на совершенно отличных от современной школы принципах. Штайнер был против уравнения всех учеников и обязательного обучения. На первое место он ставил атмосферу, которая должна царить в школе. Отсюда выходят и остальные принципы его системы обучения:

  • Атмосфера тепла и любви

В вальдорфских детсадах и школах учителя и воспитатели стараются создать уютную семейную атмосферу. Здесь дети чувствуют себя как дома и с радостью бегут в школу или в детский сад. Конечно, такая атмосфера может присутствовать не только в вальдорфской школе. И в обычном районном садике можно встретить воспитателей, которые будут с душой относиться к детям. Есть много семейных детских садов, где организаторы относятся к малышам с душой. Это основной принцип, который может быть реализован в любом учебном заведении и зависит только от воспитателя.

  • Пример  старших

Воспитывают детей не догмы и длительные нравоучения, а собственный пример. Родители находятся в тесной взаимосвязи с воспитателями. Дома они тоже должны подавать пример поведения. Если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, начинаются недоверия, обман, что ведет к разладу в семье и отсутствии целостной картины мира у ребенка. Примером для малыша должен быть и воспитатель, который ведет его до школы, а в школе встречает наставник. Он же становится и духовным руководителем для детей.

  • Игра прежде всего

Игра в вальдорфской школе рождается у самих детей и не навязывается воспитателем. В игре дети учатся социальным ролям, получают навыки общения. В вальдорфских садиках первые 2 утренних часа отводится активной игре. Вальдорфская педагогика оценивает игру не как развлечение, а как средство познания ребенком мира и себя. Воспитатель может лишь направить детскую мысль и фантазию, предложив идею или реквизит для игр, а все остальное – детское творчество.

  • Экологически чистый реквизит

Игрушки для детей ребята тоже делают сами из природных материалов. Подойдут шишки, деревянные чурбачки, желуди, ракушки и все, что дети могут найти в природе. Кукол, гномов и других сказочных персонажей дети могут создать собственными руками. Это будут эксклюзивные игрушки, создателями которых будут они сами.

  • Ритм

Ритм важен во всем. Однако у Штайнера эта идея преобразилась в создание нового вида искусства – эвритмии. Это ритмическое декларирование под музыку с движениями. Однако ритм присутствует и в жизни детей. Отмечаются циклические праздники: Пасха, Рождество… День сменяет ночь, и в течение дня жизнь детей подчиняется определенному режиму. В этом, несомненно, плюсы вальдорфской системы обучения, так как отсутствие упорядоченности и ритма в детской жизни приводит к беспокойству, неорганизованности

Вальдорфская методика воплощает эти принципы в жизнь не только в детском саду, но и в школе, поэтому программа обучения сильно отличается от государственной.

Вальдорфские школы

Если представление о создании творческой атмосферы еще укладывается в сознание применительно к детскому саду, то представить творческую школу довольно сложно. В детском саду большая часть времени посвящена игре, детскому творчеству.

Праздники в вальдорфском садике абсолютно не похожи на привычные нам утренники. Здесь родители не являются зрителями. Они вместе с детьми поют, танцуют, играют, мастерят. Такой подход позволяет сплотить родителей и детей.

Грамоте и счету детей в садике не учат. Педагогика Штайнера рекомендует детям сначала пережить на своем опыте сознание числа, геометрических форм. Для этого малыши могут сначала пробовать рисовать геометрические фигуры, видеть их в рисунках, картинках, в природе. Потом,  когда придет время разбирать их с точки зрения науки, многое уже окажется знакомым.

Вальдорфская школа Штайнера начинается с 7 лет, обучение продолжается в течение 11 лет. До старших классов у детей есть только один классный наставник. В старших классах возможно привлечение и других педагогов.

В младшей и средней школе большое внимание уделяется художественному образованию: музыке, искусству, садоводству. Посредством этих предметов вводятся и основные дисциплины. Большую роль в обучении играют ремесла, поделки собственными руками, шитье, вязание. Благодаря этим навыкам развивается не только художественный вкус, но и мелкая моторика.

Вальдорфская школа лепка

Чтение и письмо в вальдорфской школе Штайнера осваиваются только после 2 класса. Зато с первых дней дети учат иностранные языки с помощью игр, песен, сказок. Обязательным является изучение игры на флейте, танцы. В конце каждого полугодия дети устраивают концерты, где вместе с родителями поют, танцуют, играют, представляют свои поделки.

Обязательно отмечаются природные праздники: Пасха, Рождество, Спасы. Большую роль вальдорфская система Штайнера отводит национальному образованию, благодаря чему дети проникают в народную среду своей душой, приобщаются к ней.

Изучение предметов проходит не в классно-урочной системе, а так называемыми эпохами. Происходит полное погружение в предмет, при этом дети занимаются с педагогом столько, сколько им интересно и нужно.

Учебники в вальдорфской школе отсутствуют. У каждого ребенка есть своя тетрадь, которая и представляет для него учебник. Здесь ребенок ведет все необходимые записи. Лишь в старших классах допускается привлечение пособий.

Уроки в вальдорфской школе не похожи на уроки в привычном понимании. Они живые, интересные, и каждый ребенок является их соучастником. Здесь нет оценок и догм, на которые нужно равняться. Каждая личность индивидуальна, и к детям осуществляется подход как к существам с сердцем и душой.

Выпускники вальдорфской школы остаются немного наивными, однако в них отсутствует страх перед этим миром, перед трудностями. Они имеют полный арсенал для творческого подхода к решению любых проблем. На Западе выпускники вальдорфских школ особенно ценятся, поскольку это целостные личности, умеющие найти нестандартный подход к любой проблеме.

Есть ли недостатки?

Насколько приемлем вальдорфский метод обучения для современного мира, сказать трудно. В ней есть свои плюсы и минусы.

Недостатки усматриваются в том, что ребенок хоть и выходит из школы творческой и нестандартной личностью, но может оказаться совершенно не подготовлен к реалиям нашего мира.

Минусы педагоги усматривают в следующем:

  • Система не готовит к поступлению в ВУЗ, поскольку просто не ставит себе такой цели. В результате не усвоивший на должном уровне программу ребенок может оказаться «за бортом».
  • Дети, которые захотят перейти в другую школу или вынуждены будут это сделать в силу жизненных обстоятельств, будут поставлены перед рядом трудностей. Так, во втором классе государственной школы дети уже пишут диктанты и решают примеры, в то время как в вальдорфской школе Штайнера только начинают обучение грамоте, а вот ремесла и сельское хозяйство окажутся неприменимы.
  • Ребенок общается на протяжении восьми лет только с одним наставником и детьми из класса. В результате он не учится мобильности в общении, привыкает к тепличной семейной атмосфере, которая после выхода из школы разрушается, и ребенок сталкивается с гораздо более практичным и жестким миром.
  • Большой акцент делается на мистических постулатах и личности педагогов, а у этих критериев нет точно определенных норм.

Таким образом, в век технического развития, когда от человека требуется быстрота мыслительной реакции, душевная мобильность, общительность, соответствие нормам поведения ученики вальдорфской школы становятся особняком. По окончании школы они могут либо стать лидерами и повести других за собой, создавая новые идеи благодаря широте своего развития и духовной силе, либо вынуждены будут отойти от общества и создавать свой путь. В этом случае они будут выглядеть «белыми воронами». Не у всех хватит душевной силы приспособиться к миру в его нынешнем обличии. Вальдорфская система, поскольку она становится все востребованнее. Однако следует учесть, что она воспитывает детей  с совершенно иным взглядом на мир, который может либо помочь, либо разочаровать.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Мамина кухня

Маковник с ананасом

Другие рецепты