Влияние семьи на формирование личности ребенка

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - эта поговорка как нельзя кстати отображает влияние семьи на формирование личности ребенка. Ведь если в семье гармония, в любом возрасте (за исключением, может быть, кризисных моментов) ребенок будет нормально себя вести. В другом же случае своим поведением малыш будет высказывать протест. Ведь не редки ситуации, когда родители говорят, что чадо совсем не понимает их языка.

Как осуществляется влияние?

С первых дней жизни ребенок наблюдает за тем, как ведут себя его родители, что происходит дома. Он обучается и развивается, активно взаимодействует со всеми проявлениями окружающего мира. В маленьком возрасте он внимательно следит за тем, как ведут себя близкие, за поведением родителей. Ведь именно его родители являются для него целым миром. Решающее значение в становлении личности малыша во многом зависит от родителей, поэтому ключевую роль семьи в формировании личности ребенка тяжело опровергнуть.

Всего выделяют три основных типа воспитания:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • попустический.

Каждый из них имеет свои особенности, цель и принципы. Для выбора одного или другого следует учитывать все факторы, влияющие на гармоничное развитие малыша в дошкольном возрасте.

Если рассматривать каждый их перечисленных типов, которые подходят для того, чтобы ребенок получал гармоничное развитие в дошкольном возрасте, можно отметить следующие факторы:

  • Если для родителей важно навязывание своего мнения малышу (они ведь знают лучше, у них больше опыта и т.п.), то в основном используется стиль авторитаризма.
  • Демократический тип предполагает противоположность авторитарного стиля. В данном случае к ребенку в дошкольном возрасте прислушиваются, и его мнение учитывается при решении того или иного семейного вопроса.
  • Бывают стили воспитания, которые не похожи ни на авторитарный, ни на демократический стиль. Попустический стиль предполагает, что ребенок в дошкольном возрасте предоставлен сам себе.

Выбирая какой-либо из представленных типов, родителям надо сделать своего ребенка полноценной личностью. При этом они понимают, что на этот процесс в дошкольном возрасте будут влиять и другие факторы. Не менее важна роль родного языка в формировании личности в дошкольном возрасте. Также важны и такие средства, как игры. Они, в свою очередь, могут проводиться как с педагогами, так и дома, в окружении родителей. Игры помогают смоделировать ситуацию, в которой происходит более глубокое познание окружающего мира ребенком.

Цель и задачи ячейки общества

Маленький мир «семья» - это все для малыша в дошкольном возрасте. Это то, где он может быть самим собой и при помощи языка смело выражать свои чувства и мысли.

Однако для того чтобы личность сформировалась правильно, и цель родителей была достигнута, необходимо обеспечить следующие условия:

  • Ребенок должен расти и развиваться в тех отраслях, которые ему интересны. Пусть это будут игры либо другие средства воспитания. Однако для чада должны быть созданы все условия, чтобы цель родителей была достигнута.
  • Малыш должен чувствовать себя уверенно и защищенно. Цель для родителей – обеспечение социальной, психологической и экономической защиты.
  • Помимо защиты, необходимо также передать ребенку знания о полезных умениях, знание языка.
  • В то же время, цель семьи и в том, чтобы обеспечить развитие собственного достоинства у малыша в дошкольном возрасте.
  • Для родителей также должна стоять цель не только воспитать своих детей, но и передать им опыт в этом процессе, чтобы в будущем так же воспитывались их внуки.
Воспитание и развитие личности ребенка – задача далеко не самая простая. Однако эта цель для родителей должна быть на одном из первых мест.

Роль родного языка в формировании и развитии личности

Язык – этот тот инструмент, при помощи которого человек старается выразить свои эмоции, чувства. Это то, при помощи чего человек может быть связан с окружающими его людьми. Благодаря простейшим знакам языкам (морфемам), к которым относятся слова, предложения, ребенок может рассказать о своих проблемах и переживаниях.

Тяжело не осознать, насколько велика роль родного языка в развитии малыша в дошкольном возрасте. Его гармоничное развитие и становление во многом зависит от родного языка. Ведь, смотря на родителей, он запоминает не только, как они себя ведут или как используют ту или иную вещь. Он также слушает, затем запоминает, что и как они говорят. Таким образом, при помощи родного языка, ребенок еще в дошкольном возрасте может использовать:

  • интеллектуальные факторы (они определяют то, как обозначать или именовать что-либо, дифференцировать либо обобщить);
  • личностные факторы – предполагаются, в первую очередь, как средство, которое помогает выразить себя;
  • социальные факторы – предполагают использование каких-либо культурных ценностей, а также общественного и исторического опыта в решении своих задач.

Цель: гармония в развитии личности. Метод – игры

Как использование родного языка, так и игры способствуют достаточно многообразному развитию крохи. Согласно мнению некоторых специалистов, игры можно использовать как всесторонний инструмент, который способствует становлению маленького индивида.

К основным преимуществам этого метода относят:

  • развитие общения и учение взаимодействия с окружающими;
  • способствует повышению воображения и поиску нестандартных решений;
  • игры – это то, что каждый малыш любит больше всего, но при этом нужно стремиться к тому, что они были интересными и заинтересовали малыша;
  • помимо коммуникабельности, воображения, поиска решений, основная цель игры – это развитие чувства ответственности;
  • игры важны для выявления характера личности: ребенок может быть лидером, а может быть и ведомым.

В отличие от языка, игры выполняют сразу два аспекта:

  • познавательный;
  • воспитательный.

Каждый игровой процесс должен нести в себе факторы, влияющие одновременно на появление у ребенка новых умений, и в то же время воспитывать у него чувство ответственности, сотрудничества или развивать другие навыки.

Разнообразие в выборе игровых процессов

Выбор игры зависит от многих показателей. Для начала нужно учитывать, сколько лет малышу. Игровые процессы можно использовать с трехлетнего возраста, однако они должны быть достаточно простыми. Чем больше количество лет, тем сложнее должен быть процесс.

Выделяют несколько типов игр:

  • Сюжетно-ролевые – этот тип, бесспорно, знают практически все. Ведь каждый из нас в детстве играл с родителями в больницу либо в дочки-матери. В этом случае родитель был пациентом, а ребенку предполагалось примерить роль врача и спасти своего подопечного от серьезного (конечно же, шуточного) заболевания.
  • Дидактические направлены на познание основных аспектов окружающего мира (использование развивающих игрушек).
  • Подвижные (активные): иногда детей достаточно тяжело заставить сидеть на одном месте. И если малыша трудно усадить, лучше использовать его энергию для развития быстроты приема решений и осуществления движений. Например, всем известная музыкальная игра со стульями. Дети должны двигаться вокруг стульев, пока играет музыкальная композиция. Как только мелодия затихает, дети должны сесть на стул, но посадочных мест на 1 меньше, чем количества детей. Поэтому детям нужно внимательно следить за своим положением, адекватно оценивать свои шансы усесться на свободный стул и при этом стараться опередить в движениях остальных детей.

Каждый из этих видов необходим для полноценного развития и становления ребенка как личности. Они способствуют его разностороннему развитию.

Воспитание – сам по себе сложнейший процесс, который далеко не всегда протекает так, как хотелось бы родителям. Зачастую приходится прибегать к различным средствам, учитывать факторы, влияющие на характер ребенка.

Обучение языку – это основа, которая предполагает обучение малыша выражать то, что он чувствует.

В то же время, чтобы развить у малыша чувство долга или ответственности, можно использовать различные моделирующие игровые процессы. Они предполагают использование определенной ситуации, которая предполагает, что ребенок должен найти решение и при этом научиться сотрудничать с другими участниками игры (членам семьи либо другими детьми). Кроме этого, в игровых процессах можно достаточно четко увидеть, какими индивидуальными особенностями обладает человек. Он может быть либо лидером, либо ведомым.


Обсуждение

Комментариев нет

Прокомментировать

Вопросы мам

Что такое пробка?
нормально ли это???
Кто покупает вещи?

Комментарии

К этой записи пока нет комментариев.
Оставить комментарий



Лента активности